Мастер-класс для родителей по мелкой моторике. | Коткова Надежда Николаевна. Работа №278675
Автор: Коткова Надежда Николаевна
Знакомим родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук, устанавливаем контакт между родителями и педагогами. Данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторике, точную координацию, но и формируют зрительно-двигательные функции, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения в будущем. Обучая родителей играм по мелкой моторике, мы повышаем их компетентность.
на тему Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Цель: показать приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, разносы с сыпучими материалами, карандаши, пластилин, краски и т.д.
Ход мастер – класса:
Здравствуйте уважаемые родители. Представляю вашему вниманию мастер – класс, задача которого является представления педагогических приёмов и форм взаимодействия воспитателя при развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев (В.Сухомлинский).
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из форм такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Давайте начнём с пальчиковой гимнастики.
Моя семья
1.Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я
Вот и вся моя семья!
2. Бегают человечки. Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.
3. Дождик идёт. Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.
4. Пальчики танцуют. Три пальца (любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями передвигаются в разных направлениях.
5. Показывать пальцами и кистями рук гнёздышко, крышу, очки, козу, замок, мостик и т. Д
6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Пальчиковые игры:
1. Капуста. Мы капусту рубим – рубим. Мы капусту солим – солим. Мы капусту жмём – жмём. На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочерёдно поглаживать подушечки пальцев. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвёртую фразу – сжимать и разжимать кулачки.
2. Домик. На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем. Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.
3. Замок. На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули – открыли. Произвольные движения, соответствующие тексту.
4. Пуговицы
Игра развивает внимание, восприятие.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Или смешать разные по размеру пуговицы и предложить ребенку их рассматривать.
5. Бельевые прищепки
Так же можно заниматься с помощью бельевой прищепки, только проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Теперь начинаем поочередно кусать ногтевые фаланги на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок - глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь,
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш! (Солнышко, ёлка, ёжик и т.д)
6. Пробки от пластиковых бутылок
Еще можно взять две пробки от пластиковых бутылок, кладем на стол резьбой вверх. Это у нас лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Тоже самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Давайте попробуем.
7. Пластилин
Так же для развития мелкой моторики используется аппликация и работа с пластилином, которая доступна с весьма раннего возраста. Хочется отметить, что данные упражнения подготовят руку ребёнка к письму, разовьют пространственное воображение, научат ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом, точности в движениях руки, что, в свою очередь, даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма. Так же данные упражнения способствуют развитию процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
8. Работа с сыпучими материалами
А сейчас мы будем рисовать с помощью круп. Для этого нам понадобится картон и любые сыпучие крупы. В нашем случае гречка, манка. На картон насыпаем крупу и начинаем рисовать все, на что хватит вашей фантазии. Детям будет очень интересно, да и взрослым тоже.
9. Рисование
Детям очень нравиться нетрадиционные методы рисования, такие как рисования пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью.
Вот несколько способов развития мелкой моторики рук, также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.
Позже - с различными видами конструкторами, например, Лего, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Есть еще отличное средство для развития мелкой моторики. Это мозаика - она развивает восприятие цвета и рисунка, творческие способности, воображение ребенка, а так же развивает соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным)
Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.
И в заключении хочется подарить вам памятки о разнообразии предметов для развития мелкой моторики и игры для пальчиков.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажным шариком (грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами).
2. Танцуйте пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками).
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: Как интересно! , Вот, здорово! , Давай помогу! , Красота! и т. д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Источники:
1.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития., 1997.
2.Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
3.Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.
4.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
5.Интернет-ресурс