Мастер-класс для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» | Тлеушева Ольга Владимировна. Работа №290322
Автор: Тлеушева Ольга Владимировна
Методическая разработка мастер-класса для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» направлена на формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Это совместная игра родителей и детей оказывает не только познавательное значение (введение новых понятий, действий и т.п.), но воспитательную, эмоциональную значимость. Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» может использоваться воспитателями, как занятие, игра в совместной работе с родителями и детьми.
Мастер-класс для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
Автор: Тлеушева Ольга Владимировна, воспитатель.
Учреждение: МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок», Оренбургская область, село Курманаевка.
Цель: Создать условия для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников в совместной деятельности родителей и детей.
Программное содержание:
Для детей:
Развивать познавательный интерес детей к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Закрепить умения детей
сравнивать цены на товар, объясняя разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.
Закрепить умения пользоваться деньгами в игре.
Понимать значение экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «товар», «цена».
Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию
.
б
ережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Продолжать знакомить детей с трудом продавца.
Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.
Развивать навыки диалогической и монологической речи.
Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.
Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, родителями.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Для родителей:
Сформировать элементарные экономические знания у родителей.
Расширить представление
родителей
об их роли в развитии финансовой
грамотности дошкольников
.
Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Дать практические знания родителям по игре.
Сплотить во время игры родителей и детей.
Предварительная работа:
Консультации для родителей: «Игра как средство воспитания дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка».
С детьми: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях.
Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине.
Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.
Изготовление с детьми и родителями атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал:
весы, касса, специальная форма продавцов, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
Роль воспитателя: создание условий активизации игры, обеспечение соответствующим игровым материалом, сюжетными игрушками, а также различными полу функциональными материалами, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
Работа с родителями:
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» (пошив специальной формы продавцов, охранника); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок. Участие родителей в игре. Распределение ролей.
Роли ролевые действия:
Администратор следит за продавцами, все ли работники на месте, никто ли не заболел, выдаёт товар в разные отделы продавцам, делает объявления, помогает продавцам в рекламе товара.
Продавцы продтоваров и промтоваров раскладывает товар на витрине, обслуживает покупателя, берут выбранный у него товар, взвешивают его.
Покупатели покупают нужный им товар, оплачивают покупку на кассе, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.
Кассир пересчитывает товар, берёт деньги или карточку, выдает сдачу, чек, товар.
Построение ролевого диалога.
Администратор распределяет товар по отделам, следит за порядком.
Продавцы общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве.
Покупатели рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют, что купить.
Атрибуты игры: макеты хлебобулочных изделий (соленое тесто, муляжи конфет, шоколада, печенья, фруктов, овощей, бейджики, столы-прилавки, кассовый аппарат, весы, упаковочный материал, ценники, сумки, деньги, карточки, кошельки различные коробки, банки, мелкие игрушки, книжки, волшебный мешочек.
Ход игры:
Дети и взрослые сидят на стульях полукругом.
Воспитатель: Скажите, ребята, есть ли такой магазин, в котором можно купить все сразу: молоко и хлеб, мыло и стиральный порошок, посуду, игрушки, тетради с ручками и даже ошейник для собаки? Прямо волшебство какое-то! А ведь такой магазин существует на самом деле! Называется он «Супермаркет». Кто-нибудь слышал про такой магазин?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо! Как вы думаете, чем отличается супермаркет от обычного магазина?
Дети: В супермаркете товары можно брать самим, а в магазине нет.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если в обычном магазине товар нам выдает продавец, то в супермаркете товар мы выбираем сами и кладем в корзину или в тележку.
Как вы думаете, для чего нам нужна тележка в супермаркете?
Дети: Чтобы класть туда продукты, чтобы было удобно нести к кассе.
Воспитатель: Правильно, ребята! В супермаркете предлагают нам не только большой выбор товаров, но и некоторые услуги: например, корзины, тележки, камера хранения, где люди могут оставлять пакеты и сумки (воспитатель обращает внимание на фотографии). А также, в супермаркете предлагается не одна касса, а несколько. Как вы думаете, почему?
Дети: Много людей.
Воспитатель: Правильно, ребята, обычно в супермаркете много покупателей. И каждый хочет побыстрее расплатиться за товар. Поэтому для людей предложено несколько касс. Обратите внимание, ребята, как в супермаркете расположены товары. Товары лежат на полках, в холодильниках, в корзинах так, чтобы покупатели могли свободно взять их, посмотреть цену, внешний вид товара, определить срок годности (не испорчен ли продукт).
Супермаркет разделен на отделы. Каждый отдел имеет название. «Отдел бытовой химии», «Отдел молочных продуктов», «Отдел хлебобулочных изделий», «Мясной отдел», «Отдел игрушки». Как вы думаете, для чего?
Дети: Чтобы человек находил тот товар, который ему нужен.
Воспитатель: Правильно! А как должны вести себя покупатели в супермаркете?
Давайте теперь поговорим о том, кто работает в «Супермаркете». Может, вы мне поможете?
Дети (вспоминают правила поведения в общественных местах). В магазине нужно вести себя хорошо, не кричать.
Дети: А еще нужно сначала поздороваться с продавцом, а потом просить показать игрушку или предмет, который хотим купить.
Дети: в магазине не шумят, говорят четко, не бегают.
Дети: А, чтобы не толкаться, нельзя залезать на прилавок, нужно встать в очередь.
Дети: Не берём животных в магазин.
Дети: Берём корзину для товара.
Дети: Продукты берём руками только в упаковке.
Дети: Сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь.
Воспитатель: Итак, в супермаркете работают продавцы, которые помогают найти тот или иной товар, взвешивают, упаковывают; кассиры, которые считают общую стоимость покупки, принимают деньги, карточки, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя). Есть еще человек, который следит за состоянием товара, его сроком годности, раскладывает товар на прилавке, развешивает ценники. Это администратор. Также ни один супермаркет не обходится без охранников. Они следят за порядком, смотрят, чтобы люди не прятали товар в кармане или не съели его по пути к кассе.
Воспитатель: Ну, что, ребята, может мы, поиграем в игру? Вместе с нами играть будут ваши родители. Давайте распределим роли. В этом нам поможет волшебный мешочек. Каждый из вас достает фишку. У кого попадется синяя фишка – тот будет покупателем, у кого зеленая – это работники супермаркета, а вот желтую фишку я возьму себе –я буду администратором.
Перед началом игры, после распределения ролей, напомнить детям и родителям о том, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем. Предложить одно из главных условий игры: без слов «Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо» товары не отпускать, не предоставлять услуги.
Администратор магазина объявляет об открытии «Супермаркета», приветливо встречает покупателей. Покупатели расходятся по отделам и делают покупки. Все товары имеют цену в рамках программного материала (счет до 10). В игру введены весы для взвешивания продуктов.
По ходу игры дети выполняют свои роли:
Продавец вежливо здоровается с покупателями, предлагает товар, рассказывает о нем, дает посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько стоит, взвешивает товар, упаковывает его и наклеивает ценник.
Покупатель выбирает товар, подходит с ним к кассе, заплатив названную сумму (деньгами, карточкой) и взяв чек, получает у него свой товар.
Кассир считает общую стоимость покупки, принимают деньги, карточки, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя).
В ходе игры в отделе «Кондитерские изделия» ставится проблемная ситуация.
Администратор по радио объявляет о новом поступлении товара, предлагает покупателям купить его.
Окончание игры.
Администратор по радио предупреждает: «Уважаемые покупатели, рабочий день подошел к концу, наш супермаркет закрывается. Благодарим Вас за покупки, и приглашаем вновь посетить наш супермаркет завтра. Завтра вас ожидают скидки на овощи и фрукты».
Покупатели завершают свои покупки, и охранник провожает последних покупателей до выхода, закрывает за ними дверь.
После того, как покупатели покидают магазин, продавцы наводят порядок в «Супермаркете» и на своих местах.
В конце игры подводим итоги.
Воспитатель: Ну что, ребята и наши уважаемые родители понравилась вам игра?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы заметили, как работники супермаркета разговаривали с покупателями? Как они помогали им, вели себя культурно, были вежливыми. Но и покупатели показали себя с лучшей стороны. Хотелось бы вам, чтобы в настоящей жизни так и происходило?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас всех на чаепитие.