Мастер-класс «Эффективные методы обучения с детьми, имеющими ОВЗ» | Ольга Степановна Капитонова. Работа №309118
Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Данные группа детей неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития. Для избежания проблем в педагогическом сопровождении и создания эффективной образовательной среды для обучающихся с особыми потребностями преподавателю необходимо знать методы и приёмы, применяемые при работе с детьми с ОВЗ.
Мастер-класс
«Эффективные методы обучения с детьми, имеющими ОВЗ»
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский
Цель мастер-класса:
- расширение понятий об интерактивных методах обучения;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- передача коллегам личного профессионального опыта.
Задача:
- применять особые развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Добрый день. Я рада видеть здесь.
Как сегодня холодно на улице. Наверняка каждому хочется согреться. Передавая друг другу картинку солнышка, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!» 2. 2.Основная часть
Детей, о которых мы будем говорить, называют детьми-инвалидами. Эти дети особенные, не такие как все. У них все по-другому и развитие, и восприятие мира, и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают.
Проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность. Я думаю, правильно, что в последнее время мы перестаём называть людей с физическими недугами инвалидами, а все чаще говорим о них как о «людях с ограниченными возможностями здоровья».
Целью моей работы с детьми ОВЗ является формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Задачи:
- выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- расширить рамки общения с социумом;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
Для активизации деятельности детей я использую следующие активные методы и приёмы обучения:
Метод «Игротерапия»
Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Обязательные элементы при организации игры с детьми, имеющими ОВЗ — это многократные повторения, частая смена деятельности. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях. На своих занятиях я использую такие игры: игры на знакомство, игры – приветствие, игры на концентрацию мышления, игры-путешествия и т.д. С этого метода мы начали наше занятие.
Метод «Сказкатерапия»
Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, переноса сказочных смыслов в реальность; процесс объективизации проблемных ситуации, активизации потенциала личности, всестороннего образования и воспитания.
Очень интересен метод «сказкотерапия» - сказку могут рассказывать как взрослые, так и дети, а также это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. На занятиях мы не только читаем и рассказываем известные сказки, но и сочиняем их сами.
Метод «Ароматерапия»
Очень часто на занятиях провожу упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием метода ароматерапии. Я предлагаю вам отдохнуть, посмотрите, какие красивые звездочки подарили вам космические друзья. Они волшебные, вы чувствуете, какой необычный нежный аромат они излучают. Чем пахнут наши звезды? (аромат лимона). Возьмите звездочки и потрите их руками, вы чувствуете, как волшебная энергия зарядила ваши руки, давайте сделаем массаж на мышцах лица. Так же, при организации динамической паузы на занятии можно использовать: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз. Все виды упражнений и гимнастика позволяют за короткое время улучшить самочувствие детей. Для детей с ОВЗ рекомендуется проводить физкультминутки не один, а два раза на занятии. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (10-12 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала, и 25-30 минута занятия). Очень хорошо дети реагируют на видеофизминутки, упражнения для глаз, карточки, тренажеры и т.д.
Метод «Музыкотерапия»
Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Метод поощрения – положительная оценка действий учащихся. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.
Прием «Экспресс-опрос»
На занятиях я использую метод экспресс-опрос. Отвечать на вопрос предоставляется право тому, кто увидит себя на экране (на слайде появляются вопросы и фото детей). Таким приемом я активизирую мыслительные процессы у детей.
Метод «Цветотерапия»
Этот метод основан на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Кроме тех методов, о которых я рассказала, на своих занятиях использую интерактивные методы обучения.
«Мозговой штурм»
Проблемная ситуация
Игровые упражнения
Разработка проекта
Решение ситуационных задач
Моделирование
Презентации
Заключительная часть
Таким образом, все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Труд современного педагога должен сочетать в себе дополнительные профессиональные умения, хорошее знание основ психологии, понимание проблем ребёнка и учёт его личностных ресурсов.
Список литературы:
1. Инфоурок. Медведева, Н.Н. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm
2. Наконечная, М. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.s367.zouo.ru/index.phpid=1422