Мастер-класс «Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста» | Ирина Владимировна Бессонова. Работа №347569
»
Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что занятия по правилам дорожного движения даются детям в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций. Основа в работе – это простота в подаче материала.
ТРИЗовские игры заставляют ребёнка думать, делать выводы и умозаключения. Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге,
Мастер-класс «Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель Бессонова И.В.
МАДОУ детский сад №6
Ст. Калининская Краснодарского края
Все мы живем в век скоростей. Безопасность пешеходов на улице и дорогах зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения, от их дисциплинированности, а также от умения спрогнозировать и правильно оценить ситуацию. Поэтому, очень важно довести до сознания детей то, к чему может привести нарушение правил дорожного движения и вместе с тем, сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, начиная с территории своего дома, микрорайона.
Для того, чтобы помочь детям овладеть знаниями правил дорожного движения, подготовить к школьному периоду жизни, а именно самостоятельно пользоваться правилами, применяются такие приёмы как наблюдения, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, моделирование дорожных ситуаций, обучающие и развивающие игры, чтение художественной литературы.
Интересной находкой в нашей работе стало использование технологий ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по методике Г.С. Альтшуллера. Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что занятия по правилам дорожного движения даются детям в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций. Основа в работе – это простота в подаче материала.
ТРИЗовские игры заставляют ребёнка думать, делать выводы и умозаключения. Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой.
Использовать такие игры можно с младшей группы. Развитие одной игры можно проследить от младшей до подготовительной группы. Они усложняются от возраста к возрасту.
И я предлагаю посмотреть фрагмент занятия с применением элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста
На экране изображение Незнайки и слова:
«Дорогие, ребята, я, Незнайка, по вашему приглашению, спешил к вам в гости, но добраться не смог. На пути к вам мне встретилось много непонятных знаков, значение которых я не знаю.
Я растерялся и вернулся домой. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться…
- А что Незнайка увидел на дороге и почему растерялся, мы узнаем, отгадав загадку.
На перекрёстке двух дорог
Стоит наш терем-теремок.
Свет в окошечке горит.
То, о чём нам говорит
Свет зелёный, жёлтый, красный,
Знаем мы давно прекрасно.
Мы, знаем, а Незнайка испугался. Я предлагаю вам рассказать Незнайке, как работает светофор.
Игра «Хорошо – плохо» (Светофор)
Цель: закрепление элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
Задачи:
• Закреплять знания детей о работе светофора.
• Учить детей оценивать события или объект с различных точек зрения. Отмечать положительные и отрицательные стороны.
• Формировать свои речевые высказывания.
• Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил безопасного дорожного движения.
Оборудование: карточки к игре «Хорошо – плохо»: веселый и грустный гномик.
Ход игры.
Дети стоят в кругу, в руках у них по две карточки с изображением грустного и веселого гномика. Показывают карточку с изображением веселого гномика и рассказывают, что хорошо у светофора и наоборот.
Светофор хорошо: помогает пешеходам переходить дорогу; водителям не нарушать дорожные правила и управлять транспортом (не совершая аварий) без аварий; закрепить значение сигналов светофора; хорошо, когда работает; с помощью работы светофора человек понимает, что надо выполнять правила безопасного дорожного движения.
Светофор плохо: когда не работает, потому что нет электроэнергии; сломался; плохо, когда в трудных местах дороги нет светофора, поэтому может случиться авария или наезд на пешехода.
Незнайка выбежал на дорогу. С одной стороны он увидел вот такой знак:
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и навстречу ему двигалась большая огромная машина. А по другую сторону дороги висел знак: Движение на велосипедах запрещено».
Игра «Сравни знаки»
Цель: закрепление элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
Задачи.
• Закреплять знания детей о дорожных знаках.
• Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил безопасного дорожного движения.
• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
• Формировать умение словесно излагать результат сравнения.
Оборудование: картинки к игре «Сравни» («Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Движение на велосипедах запрещено»).
Ход игры
Детям предлагается сравнить два дорожных знака: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Движение на велосипедах запрещено».
Различие: дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» относится к предупреждающим знакам, треугольной формы, а дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено» относится к запрещающим знакам, круглой формы.
Сходство: знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и знак «Движение на велосипедах запрещено» относятся к дорожным знакам, у обоих белое поле и красная окантовка.
Выскочил Незнайка на мостовую, кругом двигаются автобусы, легковые машины, самосвалы, машины с сигнальными огнями. Вернулся наш герой на пешеходную дорожку, видит – мама с ребёнком прогуливается, школьники спешат в школу, взрослые идут на работу. Что делать? Совсем растерялся Незнайка.
Игра «Давай поменяемся»
Цель: учить детей наделять объект реальными, правильными действиями на дороге.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением различных объектов (легковая машина, самосвал, автобус, машина с сигнальными огнями), пешеходы (дети, мама с ребёнком, бабушка). Дети в игре действуют от лица этого объекта, затем воспитатель раздаёт сигналы светофора (каждому игроку один кружок).
Задача: - объясни, что делает и как себя ведет объект в этой ситуации. Дети меняются кружками. Игра повторяется. Дети меняются объектами.
Ребята, Незнайка услышал ваши ответы и теперь хочет вас спросить: «Что произойдёт, если…»
«Мозговой штурм»
Цель: получить максимальное количество новых идей в минимальное время и снять психологическую инерцию.
Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор?
2. Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?
3. Что будет, если у велосипеда убрать руль?
4. Где и как работать с велосипедом без управления?
5. Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой; облитая жидкостью?
6. Что произойдёт, если убрать шлагбаум?
7. Что произойдёт, если увеличить скорость автомобиля (его размеры)?
8. Что произойдёт, если дорога будет колючей, как ёж? и т. д.
Итог занятия. Какие вы, молодцы, ребята. Правильно, доступно и интересно рассказали Незнайке, как нужно вести себя на дороге в разных ситуациях. Думаю, что Незнайка запомнил назначение знаков на дороге по пути к вам и обязательно доберётся до вас в следующий раз. Вам Незнайка передал небольшие подарки. Получите их.
И свой мастер – класс я хочу закончить словами Феликса Кривина:
«Новое – это хорошо забытое старое,
Но иногда старое возвращается так скоро,
Что о нем даже не успеваешь забыть»
Литература
1. Шаламова Е.И. правила и безопасность дорожного движения / Е. И. Шаламова// МОСКВА «Издательство «Скрипторий 2003» - 2013. – С. 1 -134.
2. Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет/ Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова // Волгоград: Учитель, 2013. – С. 170.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 -8 лет/ Т. А.Шорыгина // М: ТЦ «Сфера», 2014. – С. 1 – 80
4. Интернет- ресурсы