Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер-класс «Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста» | Ирина Владимировна Бессонова. Работа №347569

Дата публикации:
Автор:
Описание:

»

Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что занятия по правилам дорожного движения даются детям в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций. Основа в работе – это простота в подаче материала.

ТРИЗовские игры заставляют ребёнка думать, делать выводы и умозаключения.  Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, 

Мастер-класс «Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста»

 

Воспитатель Бессонова И.В.

МАДОУ детский сад №6

Ст. Калининская Краснодарского края

 

Все мы живем в век скоростей. Безопасность пешеходов на улице и дорогах зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения, от их дисциплинированности, а также от умения спрогнозировать и правильно оценить ситуацию.  Поэтому, очень важно довести до сознания детей то, к чему может привести нарушение правил дорожного движения и вместе с тем, сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, начиная с территории своего дома, микрорайона.

 Для того, чтобы помочь детям овладеть знаниями правил дорожного движения, подготовить к школьному периоду жизни, а именно самостоятельно пользоваться правилами, применяются такие приёмы как наблюдения, экспериментирование, рассматривание иллюстраций, моделирование дорожных ситуаций, обучающие и развивающие игры, чтение художественной литературы.

Интересной находкой в нашей работе стало использование технологий ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по методике Г.С. Альтшуллера. Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что занятия по правилам дорожного движения даются детям в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций. Основа в работе – это простота в подаче материала.

ТРИЗовские игры заставляют ребёнка думать, делать выводы и умозаключения.  Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой.  

          Использовать такие игры можно с младшей группы.  Развитие одной игры можно проследить от младшей до подготовительной группы. Они усложняются от возраста к возрасту.

И я предлагаю посмотреть фрагмент занятия с применением элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста

На экране изображение Незнайки и слова:

«Дорогие, ребята, я, Незнайка, по вашему приглашению, спешил к вам в гости, но добраться не смог.  На пути к вам мне встретилось много непонятных знаков, значение которых я не знаю.

Я растерялся и вернулся домой. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться…

-  А что Незнайка увидел на дороге и почему растерялся, мы узнаем, отгадав загадку.

На перекрёстке двух дорог 

Стоит наш терем-теремок. 

Свет в окошечке горит. 

То, о чём нам говорит 

Свет зелёный, жёлтый, красный, 

Знаем мы давно прекрасно.

Мы, знаем, а Незнайка испугался. Я предлагаю вам рассказать Незнайке, как работает светофор.                                                                        

Игра «Хорошо – плохо» (Светофор)

Цель: закрепление элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

 Задачи:

• Закреплять знания детей о работе светофора.

• Учить детей оценивать события или объект с различных точек зрения. Отмечать положительные и отрицательные стороны.

 • Формировать свои речевые высказывания.

• Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил безопасного дорожного движения.

Оборудование: карточки к игре «Хорошо – плохо»: веселый и грустный гномик.

Ход игры.

Дети стоят в кругу, в руках у них по две карточки с изображением грустного и веселого гномика. Показывают карточку с изображением веселого гномика и рассказывают, что хорошо у светофора и наоборот.

Светофор хорошо: помогает пешеходам переходить дорогу; водителям не нарушать дорожные правила и управлять транспортом (не совершая аварий) без аварий; закрепить значение сигналов светофора; хорошо, когда работает; с помощью работы светофора человек понимает, что надо выполнять правила безопасного дорожного движения.

Светофор плохо: когда не работает, потому что нет электроэнергии; сломался; плохо, когда в трудных местах дороги нет светофора, поэтому может случиться авария или наезд на пешехода.

Незнайка выбежал на дорогу. С одной стороны он увидел вот такой знак:

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и навстречу ему двигалась большая огромная машина. А по другую сторону дороги висел знак: Движение на велосипедах запрещено».

Игра «Сравни знаки»

 Цель: закрепление элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Задачи.

• Закреплять знания детей о дорожных знаках.

• Воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил безопасного дорожного движения.

 • Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

 • Формировать умение словесно излагать результат сравнения.

Оборудование: картинки к игре «Сравни» («Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Движение на велосипедах запрещено»).

Ход игры

          Детям предлагается сравнить два дорожных знака: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Движение на велосипедах запрещено».

Различие: дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» относится к предупреждающим знакам, треугольной формы, а дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено» относится к запрещающим знакам, круглой формы.

Сходство: знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и знак «Движение на велосипедах запрещено» относятся к дорожным знакам, у обоих белое поле и красная окантовка.

Выскочил Незнайка на мостовую, кругом двигаются автобусы, легковые машины, самосвалы, машины с сигнальными огнями. Вернулся наш герой на пешеходную дорожку, видит – мама с ребёнком прогуливается, школьники спешат в школу, взрослые идут на работу. Что делать? Совсем растерялся Незнайка.

Игра «Давай поменяемся»

Цель: учить детей наделять объект реальными, правильными действиями на дороге.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением различных объектов (легковая машина, самосвал, автобус, машина с сигнальными огнями), пешеходы (дети, мама с ребёнком, бабушка).  Дети в игре действуют от лица этого объекта, затем воспитатель раздаёт сигналы светофора (каждому игроку один кружок).

Задача: - объясни, что делает и как себя ведет объект в этой ситуации. Дети меняются кружками.  Игра повторяется. Дети меняются объектами.

Ребята, Незнайка услышал ваши ответы и теперь хочет вас спросить: «Что произойдёт, если…»

 «Мозговой штурм»

Цель: получить максимальное количество новых идей в минимальное время и снять психологическую инерцию.

Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

 Примерные вопросы для обсуждения:

 1. Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор?

 2. Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?

 3. Что будет, если у велосипеда убрать руль?

 4. Где и как работать с велосипедом без управления?

5. Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой; облитая жидкостью?

6. Что произойдёт, если убрать шлагбаум?

7. Что произойдёт, если увеличить скорость автомобиля (его размеры)?

8. Что произойдёт, если дорога будет колючей, как ёж? и т. д.

Итог занятия.  Какие вы, молодцы, ребята. Правильно, доступно и интересно рассказали Незнайке, как нужно вести себя на дороге в разных ситуациях. Думаю, что Незнайка запомнил назначение знаков на дороге по пути к вам и обязательно доберётся до вас в следующий раз.  Вам Незнайка передал небольшие подарки. Получите их.

И свой мастер – класс я хочу закончить словами Феликса Кривина:

«Новое – это хорошо забытое старое,

Но иногда старое возвращается так скоро,

Что о нем даже не успеваешь забыть»

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Шаламова Е.И. правила и безопасность дорожного движения / Е. И. Шаламова// МОСКВА «Издательство «Скрипторий 2003» - 2013. – С. 1 -134.

 2.  Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А.  Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет/   Г. Д.  Беляевскова, Е. А. Мартынова // Волгоград: Учитель, 2013. – С. 170.

3.  Шорыгина Т. А.  Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 -8 лет/    Т. А.Шорыгина   // М: ТЦ «Сфера», 2014. – С. 1 – 80

4. Интернет- ресурсы

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×