"Мастер-класс как форма взаимодействия с семьей" | Непытаева Татьяна Викторовна, Терентьева Елена Анатольевна. Работа №290364
Автор: Непытаева Татьяна Викторовна, Терентьева Елена Анатольевна
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В Законе « Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия, поиска новых, эффективных форм взаимодействия. Мастер-класс как раз и является такой формой взаимодействия.
воспитатели
МАДОУ №3 Морозко
г. Северодвинск
Мастер-класс как форма взаимодействия с семьей для формирования позиции активного родителя
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В Законе Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия, поиска новых, эффективных форм взаимодействия. [1]
По результатам анкетирования родителей мы выявили наиболее предпочитаемые ими формы взаимодействия с дошкольным учреждением:
-100% родителей выбрали показ открытых мероприятий, занятий, наглядную информацию, в т. ч. садовая газета Радужка, проведение праздников, спортивных мероприятий индивидуальные консультации, м/м презентации из жизни группы;
-42% - совместные поездки, экскурсии, походы, беседы, совместные мероприятия;
-28% - родительские собрания, фотоотчеты/фото стенды, детские, групповые портфолио, конкурсы, творческие выставки, клуб выходного дня и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что родители предпочитают занимать пассивную позицию в организации образовательного процесса, в деятельности группы, выбирая формы работы, где нужно прилагать минимум собственных усилий, предпочитают посещать мероприятия, где можно просмотреть особенности своего ребенка и не хотят участвовать в общих мероприятиях. Поэтому необходимо выбрать такие формы работы с родителями, которые удовлетворяли запросы родителей, помогали решить поставленные задачи воспитательно-образовательного процесса, включить родителей в процесс обучения и сделать их активными участниками.
Одним из таких методов является Мастер-класс, проводимый родителями воспитанников. Мастер-класс - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Во время мастер-класса ведущий рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. [2]
Мастер-классы - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. [3]
Цель – формирование позиции Активного родителя у родителей воспитанников.
Задачи:
1. Установление единства в воспитании детей между детским садом и семьей;
2. Педагогическое просвещение родителей;
3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Преимущества мастер-класса, проводимого родителями:
- делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей;
-позволяет родителям выявить свои таланты, распространить лучший опыт семейного воспитания;
- способствует тесной взаимосвязи детского сада и семьи, активизации детско-родительских отношений;
- способствует повышению компетентности родителей;
- объединяет всех участников образовательного процесса;
- повышает качество образовательного процесса;
- укрепляет доверительные отношения между педагогами и родителями.
Этапы работы при подготовке к проведению мастер-класса:
1.Знакомство родителей с задачами обучения и воспитания детей в новом учебном году. Предложение такой формы взаимодействия с семьей, как мастер-класс, обоснование его преимущества.
2.Определение порядка участия родителей в мастер-классах в течение года (сначала наиболее активные родители, потом подключаются другие).
3.Определение тем мастер-классов, в зависимости от плана работы на год (определяем сферы интересов родителей, чему они могут научить детей, каким опытом обменяться).
4.Совместное обсуждение с родителем – Мастером, как организовать мастер-класс (примерный ход мероприятия, самостоятельно или требуется помощь в проведении педагога).
5.Помощь родителю-Мастеру в поиске информации, литературы.
6.Совместная разработка конспекта мастер-класса, выбор форм, методов проведения, выбор материалов и инструментов для работы, подготовка материалов.
7.Проведение мастер-класса.
8.Подведение итогов (обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей с педагогами, мониторинг результативности, перспектива).
Результаты работы:
1. Создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
2. Возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий.
3. Родители стали больше интересоваться жизнью группы, ДОУ, стали предлагать свои темы мероприятий, свои мероприятия, стали активными участниками педагогического процесса, стали более ответственными в выполнении заданий.
4. Родители больше времени стали проводить с детьми.
Таким образом, данная форма работы с родителями позволяет решить одну из основных задач - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка, психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение активности, компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Список информационных источников
1.https://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf.
2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/15/master-klass-dlyaroditeley-netraditsionnye.
3.https://infourok.ru/organizaciya-masterklassov-s-roditelyami-kak-sovremennaya-forma-raboti-s-semey-po-vovlecheniyu-ee-v-pedagogicheskiy-process-1059231.html