мастер класс "Мой лучший урок" | Сачура Вероника Олеговна. Работа №352310
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Существует не одна сотня приемов, позволяющих сделать занятия увлекательными, оригинальными и красивыми. Но в любом случае вначале должен быть какой-то «зацепляющий крючок».
Дорогие коллеги!
Будьте сами интересными для ребят,
и ваши уроки будут такими же!
«Мой лучший урок»
Постановка проблемы
учитель заходит в класс, учащиеся продолжают заниматься своими делами, не обращают на него внимание. Напрашиваются вопросы:
Работа с фокус группой.
- Какую проблему мы видите в этом?
- В чём её причины?
- А что мы можем сделать для того, чтобы решить эту проблему?
Каждого педагога волнует вопрос о том, как захватить внимание учащихся и сделать каждое занятие интересным необычным и лучшим? Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям?
Основное содержание мастер-класса
Теоретическая часть
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие как начинающие, так и опытные педагоги задаются вопросом, как проводить занятия, чтобы ребята на них не опаздывали, а после не спешили покидать класс.
На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала занятия. Это шанс педагога захватить внимание, поддержать мотивацию. Как это сделать?
Воспроизведем самые первые минуты занятия. В четырех из пяти случаев занятие начинается обезличенным: «Здравствуйте. Садитесь». (Именно с точками, без восклицательных знаков.) А попробуйте сказать: «Доброе утро, друзья!» или «Добрый день!» Звучит гораздо лучше, правда?
Многие педагоги предпочитают начинать всегда одинаково, мотивируя это тем, что учащиеся уже привыкли к их стилю. Но если исповедовать ту теорию, что наши занятия сродни театру, игре актера на сцене, то и начинать его нужно соответственно.
Например: здороваемся
Итак, главное правило начала занятия – это создание интриги. Цель ее – удержать внимание, вызвать интерес, добиться взаимопонимания и доверия. Существует не одна сотня приемов, позволяющих сделать это увлекательно, оригинально и красиво. Но в любом случае вначале должен быть какой-то «зацепляющий крючок». И сегодня я хочу предложить вам несколько приемов, которые были апробированы мной и действительно дают положительные результаты.
Итак, какие же приемы, способны вызвать интерес у обучающихся?
1. Необычная фотография
- выведите на экран фотографию, которая заинтригует ребят. Интересную фотографию можно найти практически по любой теме. (собрать пазл)
2. Загадки народов мира
В интернете можно найти много интересных и непростых загадок.
3. ТРИЗ-задача
Представьте, что вы — ученик и вы как будто попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда, здорово? Именно поэтому классно использовать в начале урока ТРИЗ-задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.
(Предложить присутствующим решить ТРИЗ-задачки)
4. Использование видеосюжетов
Например, можно показать несколько видеофрагментов (показываю видео)
Затем спрашиваем у ребят:
– Что привлекло ваше внимание? Заметили ли вы что-нибудь необычное? Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку. Гораздо интереснее посмотреть, на видео (а еще лучше — попробовать самому).
5. Эксперимент
Можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.
6. Чёрный ящик
Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и придумайте описание, и пусть они отгадают, что находится в Черном ящике.
(Предлагаю присутствующим отгадать предмет, находящийся в Черном ящике:
7. В начале урока вполне можно использовать популярные и любимые детьми игры как подвижные, так и игры на тетрадном листе. Благодаря таким играм ученики младших классов смогут понять абстрактные понятия, будут иметь возможность проявить двигательную активность, которая так нужна ребятам в этом возрасте, а, самое главное, учителю удастся «зажечь» мотивацию детей и стимулировать их интерес к теме занятия.
8. Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.
Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.
9. Захватывающая история
Дети очень любят истории из жизни интересных людей!
10. Предмет-подсказка
Принести шапку и шарф, пляжную шляпу и солнечные очки — это тема «Времена года». В начальной школе дети часто мыслят предметно, поэтому этот прием может быть во многих ситуациях эффективным.
12. Стереокартинка (стереограмма)
Очень занимательный прием. Стереокартинка - это плоское изображение повторяющихся узоров из точек, геометрических фигур и других предметов на определенном фоне, в которых зашифрована 3-Д иллюстрация. Разглядев которую, ребята узнают, что будет являться предметом изучения на уроке. Разглядывание таких стереокартинок помогает мышцам глаза расслабляться, хорошо влияет на улучшение и поддержание остроты зрения. Разглядывание стереокартинок полезно не только для зрения, но и для познавательных способностей и интеллекта.
11. Шифры и ребусы
Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет учащихся к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро. Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или в первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.
Практическая часть
А сейчас, коллеги, я предлагаю вам немного поработать.
Черный ящик
Задание: продумайте «зацепляющий крючок» для занятия, которое посвященное «…». Вы можете придумать что-то своё, а можете воспользоваться моими заготовками. (Каждой паре выдаю конверт, в котором содержатся загадки, ребусы, ТРИЗ-задачи, интересные фотографии, удивительные факты и т.п. связанные с темой «…»).
Через пять минут у каждой пары будет минута, чтобы представить свой «зацепляющий крючок». Приступайте к работе.
Время вышло, уважаемые коллеги. Прошу представить свою работу. Назовите приём и для какого возраста вы его предлагаете использовать. Минута на ответ.
(Спасибо, коллеги. Вы молодцы. Отлично справились с заданием.)
Однако, интерес, возбужденный в начале урока, нужно поддерживать до самого его конца, иначе он попросту угаснет, а ученики почувствуют себя обманутыми.
И не менее важным является завершающий этап урока.
Рефлексия мастер-класса:
Давайте и мы с вами осуществим рефлексивные действия «Незаконченное предложение») Педагог должен понимать, что без положительной мотивации, без создания успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся и не оставит в нем следа.
Дорогие коллеги!
Будьте сами интересными для ребят,
и ваши уроки будут такими же!