Мастер-класс: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром» | Бондарева Антонина Сергеевна. Работа №279235
Автор: Бондарева Антонина Сергеевна
Мастер-класс на тему:
«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Подготовила и провела воспитатель: Бондарева А.С
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мастер-класс на тему:
«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Подготовила и провела воспитатель: Бондарева А.С
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Тема мастер-класса: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов.
Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Передо мной встали вопросы:
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
И вот нахожу я в методиках совет:
Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответы.
Одной из форм организации познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
в раннем возрасте это в том числе экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).
Экспериментирование - это познавательно - исследовательская деятельность, эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента
Об эффективности детского экспериментирования говорят многие известные ученые (Л. С. Выготский, А. П. Усова, Г. М. Лямина, Е. А. Панько и др.). Н. Н. Поддъяков выделяет данный вид деятельности как основной, говоря, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период раннего и дошкольного детства, так как «… ребенок самостоятельно воздействует различными способами на предметы и явления с целью более полного их познания… », а также экспериментирование «пронизывает все сферы детской жизни и деятельности, в том числе и игровую. … Игровая деятельность возникает гораздо позже экспериментирования»
На практике я убедились в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
В своей работе я использую технологию, О.В. Колесниковой «Занятия по игровому экспериментированию для детей раннего возраста».
Содержание работы по детскому игровому экспериментированию отбирается и планируется по 6-ти блокам, в каждом из которых проводится несколько занятий по следующему алгоритму: 1-я серия занятий - это знакомство детей со свойствами предметов, веществ, материалов. 2-ая - экспериментирование с выявленными свойствами. 3-я серия – это исследование изменений свойств, предметов, веществ, материалов.
Основой тематического планирования по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте является принцип от простого и знакомого к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому. Ещё одна принципиальная позиция – это наличие литературной канвы. Это может быть сказка или небольшой рассказ.
Цель литературной канвы: мотивировать детей на осмысленную исследовательскую деятельность посредством эмоционально окрашенного понятного по содержанию сюжета, предоставление детям речевых образцов и стимулирование речевой активности детей. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает педагогу естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше.
Основные принципы, на которых строится каждое занятие по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте:
литературная основа построения занятия;
доступность содержания литературного текста и объектов исследования;
чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом;
вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;
возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);
поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);
ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;
содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.
Экспериментальные занятия по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему, обогащению детской речи и познавательного опыта, развивают моторную ловкость рук, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, формируют реальные представления об окружающем мире, стимулируют речемыслительную активность детей, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность.
Давайте с вами определим структуру эксперимента. У вас на листочках перечислены структурные части эксперимента. Выстройте их в необходимой последовательности, присвоив им порядковый номер.
Я хочу сегодня провести с вами фрагмент занятия по детскому игровому экспериментированию по блоку «Игры с бумагой».
«Удивительная бумага»
Программные задачи:
Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.
Стимулировать использование в активной речи
глаголов
: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать;
прилагательных:
гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.
Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.
Воспитывать интерес к совместным занятиям.
Материалы и оборудование: листы писчей бумаги и салфетки на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро.
Ход занятия:
- «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого. «Это хорошо, что никого здесь нет» - обрадовался мышонок. – «Значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку (в ходе рассказывания педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы участников и продолжает свой рассказ), ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».
- Посмотрите, что у меня в руках? (бумага).
- Какого она цвета?
- Погладьте пальчиками листок: бумага гладкая.
- Какая бумага на ощупь?
- Что можно делать с такой бумагой? – (Рисовать).
- Да, на ней можно рисовать.
- Попробуйте нарисовать что-нибудь.
- Хорошо рисовать на белой бумаге? – (Ответы).
- А теперь, положите карандаши спать на стол и накройте их своим листом бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Какая бумага?
- Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой.
- А что ещё мышонку можно сделать с бумагой? Ведущий выслушивает ответы и продолжает:
- Её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко. Участники мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, ведущий стимулирует участников на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.
- Что мы сделали с бумагой? – (Предполагаемые ответы). Мы смяли бумагу. Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» – Участники показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – Колючий. В ладошку не спрячешь – он слишком большой».
Затем ведущий предлагает:
- А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага?- (Ответы). Бумага стала мятая. Мы её смяли, и получилась мятая бумага».
- Что ещё можно с бумагой сделать? - (Порвать). Давайте порвем её и послушаем, как она трещит. – (Громко). Трудно рвать бумагу? Что получилось? – (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того как участники порвали бумагу, педагог предлагает детям сложить все обрывки бумаги в коробку.
- Далее аналогичный опыт проводится с салфеткой. Можно сравнить результаты, полученные после опыта с бумагой.
- Мышонку очень нравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал, как кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку.
- Вопросы для рефлексии:
Как вы чувствовали себя в позиции детей
Возник ли у вас интерес к использованию на практике детского игрового экспериментирования?
- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? (ответы)
- Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.
Уважаемые коллеги у вас на столах лежат смайлики, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, покажите весёлый, а если считаете что бесполезен и вам не пригодится, то грустный. Буклеты будут помощниками в вашей работе.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашего разговора была для Вас полезна и интересна.
Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!