мастер-класс по работе с синельной проволокой «Пушистые превращения» ☼
Автор: Гудовская Елена Александровна
«Пушистые превращения»
мастер-класс по работе с синельной проволокой
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Существует много различных материалов и предметов, которые можно использовать с целью развития общих способностей каждого ребёнка, его творческих проявлений, воображения и следующих интегративных качеств – умение творчески мыслить, любознательность, эмоциональную отзывчивость, креативность в продуктивной деятельности, способность предложить собственный замысел и воплотить его в постройке.
При разнообразии современных материалов, которые можно использовать для совместной творческой деятельности с детьми, для себя я выделила такой уникальный материал, как синель. Синель — (от франц. chenille — гусеница) — пушистый, с бархатистым ворсом шнурок, скрученный из нескольких нитей, между которыми захвачен ряд коротких кончиков нитей, торчащих во все стороны (ворс). Синелью часто называют любую ткань с коротким ворсом – бархат, вельвет.
Многие авторы педагогических методик рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у дошкольников.
А я вижу уникальность этого материала не только для развития мелкой моторики у детей, но и в следующем:
- простота использования - он легко принимает любые фиксированные формы;
- цветовой спектр представлен многообразными цветами и оттенками;
- тактильно привлекателен для каждого ребенка;
-позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) в ходе конструктивной и игровой деятельности;
- развитие воображения, мышления;
- развитие синхронной работы рук;
- используется для создания объемных и плоских поделок;
- является толчком для развития речи.
Особо хотелось бы остановиться на уникальности данного материала для развития речи детей.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Изучив задачи по развитию речи детей второй младшей группы, воспитателем которой я являюсь, были выявлены случаи недостаточного речевого развития у детей.
Их можно разделить на группы:
Группа | Характеристика группы | Количество детей (%) |
Начало года | ||
1 группа | Дети, которые говорят отдельными словами, часто слова произносятся не полностью, это слова - фрагменты (сохранены только части слова, например: «мако» (молоко) «сина» (машина) | 45% |
2 группа | Есть дети, которые употребляют в своей речи слова - звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би-би» (машина) «мяу» (кошка) «бух» (упал). | 10% |
3 группа | Встречаются в детской речи контурные слова – слова, в которых правильно воспроизводится ударение, количество слогов, например: «титики» (кирпичики) «папата» (лопата) «патина» (машина). | 12% |
4 группа | Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятна и с грамматическими ошибками. | 13% |
5 группа | Дети, которые имеют речь, соответствующую нормам программы воспитания и обучения. | 20% |
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.
Наблюдая за тем, как дети застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, позволило увидеть недостаточную координацию пальцев рук.
При работе с данным материалом я для себя определила следующую последовательность через усложнение деятельности:
На первом этапе велась работа по изучению цветового спектра – предлагался один цвет проволок (например зелёные) и мы с детьми вспоминали что они помнят зелёного цвета и попытаться воссоздать данный предмет;
На втором этапе – дети делали простые колечки, сгибали уголки, скручивали 2 проволоки вместе. Когда пальчики приобрели нужные навыки, стали пробовать делать простые плоские геометрические фигуры;
На третьем этапе – использовала дополнительный материал (карандаш, прищепки, бубенцы, помпоны, яйца «киндер сюрприз», глазки декоративные);
На четвёртом этапе – изготовление композиции.
В результате проделанной работы на конец года мы получили хорошие результаты по речевому развитию, а также мелкая моторика детей значительно улучшилась:
Группа | Характеристика группы | Количество детей (%) |
Конец года | ||
1 группа | Дети, которые говорят отдельными словами, часто слова произносятся не полностью, это слова - фрагменты (сохранены только части слова, например: «мако» (молоко) «сина» (машина) | 20% |
2 группа | Есть дети, которые употребляют в своей речи слова - звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би-би» (машина) «мяу» (кошка) «бух» (упал). | 4% |
3 группа | Встречаются в детской речи контурные слова – слова, в которых правильно воспроизводится ударение, количество слогов, например: «титики» (кирпичики) «папата» (лопата) «патина» (машина). | 7% |
4 группа | Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятна и с грамматическими ошибками. | 8% |
5 группа | Дети, которые имеют речь, соответствующую нормам программы воспитания и обучения. | 61% |