Мастер класс Применение дидактического пособия "Чудо-колечки" | Шаракина Анастасия Владимировна. Работа №339434
Цель: ознакомление педагогов с многофункциональным дидактическим пособием «Чудо-колечки» для развития восприятия, памяти, внимания, мышления и речи.
Задачи:
Дать варианты использования педагогам дидактического пособия «Чудо-колечки» для развития речи, для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Стимулировать педагогов к повышению эффективности образовательного процесса, путём использования форм работы и средства работы с детьми дошкольного возраста.
Сведения об авторе
Шаракина Анастасия Владимировна
Воспитатель Детского сада №250
Г.Волгоград
Тема мастер-класса для педагогов
Применение дидактическогопособия «Чудо-колечки» в решении образовательных задач с детьми дошкольного возраста
Время мастер-класса: 30 мин.
Цель: ознакомление педагогов с многофункциональным дидактическим пособием «Чудо-колечки» для развития восприятия, памяти, внимания, мышления и речи.
Задачи:
Д
ать
варианты использования педагогам дидактического пособия «
Чудо-колечки
» для развития речи, для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Стимулировать педагогов к повышению эффективности образовательного процесса, путём использования форм работы и средства работы с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: «Чудо-колечки» с картинками, цифрами, буквами, дорожки
Ход мастер–класса
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Но как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас тогда:
Активными Все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста?
Действительно, Игра — это мощный инструмент, которому под силу решить самые сложные задачи образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные игры, в том числе и дидактические, соответствующие возрасту детей и способствующие решению образовательных задач.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Сейчас в магазинах продается огромное количество дидактических игр. Нужно ли их изготавливать своими руками?
Безусловно нужно и я Вам сейчас это попробую доказать на примере дидактической игры, изготовленной мной и называется она «Чудо-колечки».
Однажды мне в голову пришла идея создать дидактическую игру, при помощи которой можно было бы решать множество образовательных задач. А как нам известно, образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно.
Так в моей работе с детьми дошкольного возраста появилось дидактическая игра «Чудо-колечки».
Это игра изготовлена из маленьких резинок для волос и цветных ламинированных картинок, прикрепленных к резинке при помощи клея.
Основная часть.
При помощи «Чудо-колечек» я решаю образовательные задачи в области речевого развития.
Дидактическое пособие помогает:
- формировать умение выделять звук в словах:
На средний палец надеваем «колечко» с буквой, обозначающей звук, который я назову. Вы из набора предложенных колечек выбираете только те, которые начинаются на звук «С».
- формировать умение различать твердое и мягкое звучание согласных звуков в словах:
На пальцы левой руки надеваем «
Чудо-колечки
» в которых звук «С» мягкий, на пальцы правой руки «
Чудо-колечки
» в которых звук «С» твёрдый.
- формировать умение дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки в словах:
Например, группа слева выбирает колечки с картинками, в которых есть звук “Б”, а группа справа колечки, в которых есть звук “П”.
- закреплять умение разгадывать ребусы:
Я называю картинки. Вы находите и надеваете на пальчики соответствующие «
Чудо-колечки
». А теперь, по первым буквам на картинках Вам нужно отгадать слово, которое получилось. Вы выкладываете слово из букв, которые лежат на столе. Каждая буква перед пальчиком с картинкой.
- совершенствовать синтаксическую сторону речи – формировать умение составлять предложение:
У Вас набор картинок с изображением предметов, нужных для составления предложения описательного характера.
(Например: кошка, миска, молоко- Кошка пьет молоко из миски.
Собака, домик, дерев
о-
У собаки конура стоит у дерева.).
Дидактическое пособие «Чудо-колечки» я использую в работе с детьми при заучивании стихотворений.
1 этап.
Выбираем стихотворения для заучивания.
На 1 этапе нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие «
Чудо-колечки
» с картинками
. Это могут быть слова – предметы, действия или признаки.
2 этап.
Выразительно читаем стихотворение.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
3 этап.
Читаем строки. Для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука при этом лежит на столе ладонью вниз.
Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»
Уснул бычок, лёг в коробку на бочок – на безымянный «Бычка»
Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»
Только слон не хочет спать
.
-
н
а указательный «Слона»
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон
.
-
н
а безымянный « Слониху»
4 этап.
Р
ассказываем стихотворение с детьми при помощи «колечек».
5 этап.
Заключительный этап - рассказывание стихотворения детьми при помощи «колечек» по желанию без помощи педагога.
Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.
Дидактическое пособие помогает добиваться хорошего запоминания стихов и развивает способность к длительному удерживанию стихотворений в памяти.
При помощи «Чудо-колечек» я решаю образовательные задачи в области познавательного развития.
Дидактическое пособие помогает:
Формировать пространственные представления у детей (лево – право). Надеваем «
Чудо-колечки
» всегда с мизинца. Слева.
Закреплять счёт до десяти в прямом и обратном порядке. («
Чудо-колечки
» с цифрами).
Закреплять умение соотносить число и количество. Наденьте на пальчики столько «колечек», какую цифру я сейчас назову.
Знакомить детей с соседями числа.
Знакомить детей с составом чисел 1, 2, 3, 4, 5, используя правую и левую руки.
Формировать у детей представление об уравнивании смежных чисел путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора «колечек» в пределах 5).
Перед Вами лежат два равных множества (например, 3 мишки и 3 шишки). Уберите 1 мишку. После чего проводим сравнение множеств. Кого больше? На сколько? (Шишек больше на 1, чем мишек). Внимание ребенка
обращается на то, что если из определённого количества предметов убрать часть предметов, то их становится меньше. Если увеличивать количество предметов, то их становится больше.
Тренировать детей в решении задач. Для салата нужно купить 3 помидора и 2 огурца. Сколько овощей маме надо купить в магазине?
«Чудо-колечки»я применяю для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при проведении пальчиковых игр - пальчиковых шагов.
Здесь используются «Чудо-колечки» с изображением любимых героев мультфильмов и рисунки-дорожки. Надеваем два «колечка»: с изображением Пятачка и Винни-Пуха на указательный и средний пальцы ведущей руки. А сейчас: Прошагайте по лабиринту, попрыгайте с кочки на кочку.
Рефлексия
А сейчас при помощи дидактической игры «Чудо-колечки» попробуем составить дидактический синквейн. Каждое слово-ассоциация сопровождается надеванием колечка. Начинаем с мизинца.
первая строка – тема синквейна - ИГРА, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – прилагательное, которое описывает свойства темы. Загибаем палец.
третья строка – глагол, рассказывающий о действиях темы. Загибаем палец.
четвертая строка –слово, выражающее личное отношение автора синквейна к теме. Загибаем палец.
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. Поворачивайте руку.
Так какая это дидактическая игра? Вы правы.
Дидактическая игра «Чудо-Чудо-колечки» ценна тем, что она:
ярко и эстетично оформлена;
может использоваться как на занятии со всеми детьми, так и в индивидуальной работе;
может использоваться и в самостоятельной деятельности детей;
преподносит сложный материал в доступной ребятам форме;
несет не только развивающую, но и воспитательную нагрузку - воспитывают бережное отношение к рукотворным предметам.
развивает у детей мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Дело в том, что на пальцах есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии и улучшает работу мозга.
игру можно изготавливать совместно с детьми. А совместное изготовление игр способствует сплочению, активизации речевого общения детей, повышению их самооценки;
обойдется значительно дешевле дидактических игр, которые продаются в магазине.
Список использованной литературы.
Барсуковой
Е.Л. Автоматизация звуков с использованием
мнемодорожек
. // Логопед, 2009, №5.
Глухов
В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
.
Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
Кудрова
Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
Малетина
Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
Смышляева
Т.Н.
Корчуганова
Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.