Мастер-класс: «Развитие образного мышления у младших школьников» | Александрова Виолетта Владимировна. Работа №319477
Мы живем во времена великих перемен, которые требуют великих открытий. Как открыть, обучить и воспитать творческую личность, гения? Особое внимание заслуживает развитие творческого образного мышления у младших школьников. Учебники начальной школы развивают в основном логику, учат действовать. Развитие образного мышления зависит от мастерства педагога. Предлагать детям воображать, придумывать, быть соучастником в творческом действии и есть одна из составяляющих процесса образования. Предлагаю заглянуть ко мне на урок русского языка. Мы познакомимся с нестандартным объяснением частей речи. Приглашаю на мастер-класс.
Автор Александрова Виолетта Владимировна
Мастер-класс: «Развитие образного мышления у младших школьников»
Мы живем во времена великих перемен, которые требуют великих открытий. Как открыть, обучить и воспитать творческую личность, гения?
В образовании остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения.
Мыслительная деятельность человека многогранна. Можно выделить такие виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться с раннего детства. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное творческое мышление, как преобладающее у младших школьников.
Психологи утверждают, что образное мышление у детей дошкольного возраста формирует интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, фантазировать, придумывать. Все это развивает творчество и воображение, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям различных профессий: ученым, конструкторам, художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.
По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений.
Как же развивать образное мышление на уроках в начальной школе?
Когда ребята в 3 классе начинают более глубоко изучать части речи, я применяю такую методику. На листе-помогалочке мы обводим кисть левой руки.
«Давайте вместе заглянем в лес на одну полянку. Видите, там стоят четыре дома? ( Дома, это все четыре пальца, кроме большого) Как выглядят эти дома? Опишите их. Давайте познакомимся с жильцами. Выберите самый высокий дом. Там живет Имя существительное. Пронумеруйте его цифрой 1.Дорисуйте детали и раскрасьте дом. Внизу под рисунком поставьте цифру 1 и запишите имя хозяина. Второй дом справа от дома Имени существительного. Его хозяина зовут Имя прилагательное. Дорисуйте детали его дома и раскрасьте. Пронумеруйте его цифрой 2. Внизу еще раз поставьте эту цифру и подпишите название. Посмотрите на дом, который находится слева от дома Имени существительного… Жильцами третьего и четвертого дома становятся Имя числительное и Местоимение. Далее мы находим схожесть в названии этих частей речи (имя) и выделяем. Что же объединяет этих жильцов? Умение изменяться по падежам. Вывод: Имя существительное, Имя прилагательное, имя числительное, местоимение изменяются по падежам.
А теперь заглянем на другую полянку и увидим там только один дом. (большой палец) Хозяина этого дома зовут … Кто догадался? Глагол. Как может выглядеть его дом? Дорисуйте детали и раскрасьте. Поразмышляйте, почему его не позвали с собой на полянку Имена? Он не изменяется по падежам. Как вы думаете, глагол расстроился? Нет! Знаете почему? У него есть то, чего нет у Имен. Машина времени!»
После такой классификации частей речи, дети хорошо запоминают отличительные маркеры.
Подобные объяснения различных тем с использованием образного мышления приводят к углубленному запоминанию материала, умению его классифицировать, анализировать.
Учебники начальной школы развивают в основном логику, учат действовать, развивают левое полушарие головного мозга. Развитие образного мышления зависит от мастерства педагога. А это развитие правого полушария.
Равномерное развитие полушарий головного мозга и есть кузница гениев.