Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер-класс "Учимся говорить правильно..." | Татьяна Сергеевна Катаева. Работа №354001

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Выразительное чтение – это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения. Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: паузе, логическому ударению, интонации, эмоциональной окраске, темпу, ритму. Также для выразительного чтения важны хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость. В данной статье вы найдете интересные упражнения, способствующие развитию выразительного чтения детей.

 

Мастер-класс «Учимся произносить правильно…»

Автор: Катаева Татьяна Сергеевна

учитель русского языка и

литературы ФГКОУ "Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации"

Пояснительная записка

Уроки литературы, «разбавляемые» занятиями по красноречию, намного интереснее и познавательнее классических уроков литературы. Ребятам часто приходится выступать перед аудиторией, и не у многих это получается. Кроме того, в устную часть итоговых экзаменов по русскому языку включили, как мы все знаем, выразительное чтение фрагмента текста.

Что же принято называть «выразительным чтением»? Выразительное чтение – это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения. Под выразительным чтением в школе понимают устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение требует от каждого терпеливой, настойчивой н систематической работы.

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: паузе, логическому ударению, интонации, эмоциональной окраске, темпу, ритму. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Кроме вышеперечисленных средств речевой выразительности для выразительного чтения важны хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость.

На занятиях литературой обычно применяется выразительное чтение трех видов: выразительное чтение учителя, выразительное чтение учеников и чтение автора и мастеров звучащего слова в записи.

Упражнения

Качество выразительного чтения, умения говорить мы с ребятами на уроках литературы и риторики повышаем, проводя небольшую речевую разминку в начале практически каждого урока. Речевая разминка позволяет выработать четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность. Вот пример одной из разминок:

«Улыбка – Трубочка».

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

«Сытый хомячок».

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

«Футбол» («Спрячь конфетку»). 

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Насекомые».

Вдохните и, выдыхая, тяните звук. Например, комар: з-з-з-з-з-з.

Завершаем мы разминку скороговоркой. Иногда ребята, в качестве индивидуального задания, сами подбирают ее. Приведу пример.

Скороговорка

:

Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели

.

Скороговорки мы проговариваем разных уровней сложности. Вот посложнее:

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни. 

Периодически (не на каждом уроке) мы с ребятами выполняем интересные упражнения, которые способствуют развитию средств речевой выразительности, о которых я упомянула ранее в своем выступлении.

Поскольку у учащихся сложности в произношении вызывают имена числительные и сложные слова, они и послужили материалом для упражнений, о которых сейчас мы поговорим.

Пол-арбуза.

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв:

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее:

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Потерянные буквы.

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Время…провождениеСвеж…жатыйБасн…сецТруд человека кормит, а лень … .… сегодня, не поверят завтра.Под … камень и вода не течет.

 

 

 

 

Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет.

Глаз – алмаз.

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

5

12

30

8

3

17

28

10

1

19

23

4

26

21

25

15

13

9

14

29

27

6

22

20

2

16

24

11

18

7

 

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

на счет один найти и показать пальцем единицу;

на счет два – двойку;

три – тройку и т.д.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Шерлок.

АВИАЛИНИЯНа лист бумаги поместите слова. Самые разные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. 

СТОЛЕТИЕГЕОПОЛИТИКА

 

АГРОХИМИЯСОРОКАДНЕВНЫЙВЫСОКОЭТАЖНЫЙ

 

ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТВОСЕМЬДЕСЯТ

ПЯТЬСОТ

 

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

 

 

Зазеркалье.

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточним: сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

.вортемолик хынтардавк чясыт тяседьтяп итсевд аноиллим ерытеч ьтацдавд теялватсос, авортсо яачюлкв, икиремА йонревеС ьдащолП

(Площадь Северной Америки, включая острова, составляет двадцать четыре миллиона двести пятьдесят тысяч квадратных километров.)

.удогопен в лагомоп акдикан-щалп йымеацинорпенодоВ

(Водонепроницаемый плащ-накидка помогал в непогоду.)

 

Минус такого способа чтения в том, что теряется смысл текста.  Однако все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

«Бешеная» книга.

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. Поначалу можно делать отметки карандашом, чтобы не теряться в тексте. И так несколько раз.

 

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Тайна пропавшего предложения.

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

Покажите ребенку первую карточку.

Школьник читает предложение и старается запомнить.

Через 6 — 8 секунд уберите карточку.

Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.

Покажите ребенку вторую карточку и т.д.

… посетитель выставки получил подарок на память.Первые спички появились более…

 

 

… десять тысяч восемьсот двадцатый зритель спектакля.Три тысячи пятисотый…

 

 

… тысячи пятисот лет тому назад в Китае.В книге отзывов оставил запись…

 

 

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. 

Надеюсь, в работе вам пригодятся приведенные упражнения, способствующие развитию средств речевой выразительности.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×