Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер-класс "В начале было Слово..." | Татьяна Викторовна Жулеева. Работа №319860

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Мастер-класс по использование технологии концепта на уроках русского языка и литературы для развития творческого потенциала обучающихся «В начале было Слово…»

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки учителей словесности в области развития творческого потенциала подростков.

Задачи:

представить опыт использования технологии концепта на уроках словесности;

провести с участниками мастер-класса небольшое занятие, итогом которого станет составление концепта;

провести дидактический анализ нашей работы.

Формы и приемы работы:

теоретическое изложение материала с использованием презентации;

индивидуальная и парная работа, беседа.

Мастер-класс по использование технологии концепта на уроках русского языка и литературы для развития творческого потенциала обучающихся «В начале было Слово…»

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки учителей словесности в области развития творческого потенциала подростков.

Задачи:

представить опыт использования технологии концепта на уроках словесности;

провести с участниками мастер-класса небольшое занятие, итогом которого станет составление концепта;

провести дидактический анализ нашей работы.

Формы и приемы работы:

теоретическое изложение материала с использованием презентации;

индивидуальная и парная работа, беседа.

1 слайд

Уважаемые коллеги, поговорим об использовании технологии концепта на уроках русского языка и литературы для развития творческого потенциала обучающихся.

Но сначала разберёмся с понятием слова «концепт»? Как вы понимаете значение слова? Простыми словами объясните. (содержание понятия, его смысловая наполненность, изначальная идея, замысел, проект).

2 слайд

Изучение концептов позволяет органически соединить логические, интуитивные и образно-эмоциональные знания, поскольку концепт создает условия для гармонизации информационного обмена между двумя полушариями мозга.

3 слайд

А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую под названием «В начале было Слово…».

4 слайд

Перед вами известная картина художника-реалиста  XIX века Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна». Какая неточность допущена в картине, посмотрите внимательно. Есть ли предположения, почему это сделано?

(Женщина – образ весны, обобщенный образ русской земли. Такое произведение искусства – это находка для внимательного, думающего зрителя, который зорок не только глазами, но и сердцем).

Не стоит бояться допускать ошибки, страх перед неудачей сковывает наше познание. Поэтому, чтобы знать, как поступить в тот момент, когда у нас что-то не получается, как принять ошибку, мы поработаем с Вами  с концептом «НЕУДАЧА».

5 слайд

Какие чувства у вас возникаю

т при мысли о неудачах? Запишем

их в кластер (разочарование, уныние, печаль, расстройство);

Для толкования слова используем синонимический способ определения

.

(

н

еуспех, поражение, провал, несчастье, крах, фиаско, злосчастье).

А теперь давайте составим словесный портрет нашего слова. У вас на столах есть таблицы, которые необходимо заполнять в течение нашего разговора:

Какая она? (

по размеру и цвету

)

Попробуем 

на вкус.

 Какая она?

Постараемся 

услышать неудачу

. Что вы слышите?

А теперь потрогаем неудачу. Какая она 

на ощупь

?

А какой у неудачи 

запах

?

Обратим внимание, какую семантику несет слово НЕУДАЧА? (отрицательную или положительную). Отрицательную.

Давайте немного отвлечемся от работы над понятием и вспомним, что в современном мире главенствует идея, основанная на формировании смысла в процессе  прочтения текста и размышления над ним. Поэтому понимание смысла текста, смысла слова может достигаться разрушением стереотипа посредством введения парадоксальной ситуации.

Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю вам парадоксальное словосочетание, оксюморон «СЧАСТЛИВАЯ НЕУДАЧА». Подумайте, что оно может означать?

Работа с намеренным сочетанием противоположных по значению понятий является способом разрешения необъяснимой ситуации. Меняя точку зрения на понятие, человек выполняет достаточное количество мыслительных операций, расширяет границы сознания, границы смысла слова.

Какие дополнительные сведения о понятии «Неудача» в свободную колонку вы можете внести?

ОТВЕТЫ ГРУППЫ

Для создания точного портрета понятия «Неудача»  нужно помнить, что для культуры разных народов характерен свой стереотип сознания. Поэтому я попрошу группы поработать с русскими и английскими пословицами и афоризмами, демонстрирующими свой взгляд на интересующее нас понятие. Через 3 мин. расскажите нам, каково отношение к «Неудаче» у англичан и русских.

1 группа работает с афоризмами, 2 группа – с пословицами

Русские пословицы

Неудача ума прибавляет.

Каждая неудача-назидание

Полоса неудач может быть взлетной

Неудача — это приправа, которая придает успеху его аромат.

Английские пословицы и афоризмы

Длинна та дорога, где нет поворота

Корни успеха горькие, зато фрукты сладкие.

Неудачи учат добиваться успеха.

Мы добираемся до вершины чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи (

Олкотт

Л.).

 

6 слайд

 

Оставим наши группы на 3 минуты и попробуем перенестись в другой мир. Представьте, что вы находитесь в колыбели цивилизации, в Афинах, где зародились первые литературные произведения, мифы, оказавшие влияние на развитие культуры и искусства всего мира.

Мы находимся на месте, где произошла катастрофа. Любопытнейшее создание богов, прелестная девушка Пандора открыла сосуд в доме своего мужа, который ни в коем случае нельзя было открывать. На волю среди всех несчастий, бед  вырвалась опасная преступница по имени «НЕУДАЧА». Мы сейчас с вами увидим эксклюзивное интервью с Надеждой, которая должна спасти людей.

Участникам мастер-класса выдать карточку.

Журналист: Скажите, Надежда, чем опасна НЕУДАЧА?

НАДЕЖДА:____ОНА… ( отвечать только глаголами. Например, РАЗРУШАЕТ, ОГОРЧАЕТ...).

Журналист: Каковы же особые приметы НЕУДАЧИ?

НАДЕЖДА: ОНА… (отвечать, используя только прилагательные или причастиями)ример: НЕПРИЯТНАЯ, ВРЕМЕННАЯ, …)

Журналист: Спасибо большое за интервью. Надеюсь, Вы скоро вернете в сосуд беглянку.

А теперь мы возвращаемся к нашей группе, вы готовы? Слушаем.

ОТВЕТЫ ГРУПП

Скажите, что получается, только ли отрицательную семантику имеет данное слово? Нет.

7 слайд

В заключение нашей работы создадим речевые произведения. Напишите, пожалуйста, небольшой текст из 4-5 предложений на основе цитаты из стихотворения А. Блока «Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»

 

 

 

8 слайд

Синтезировать полученную информацию о концепте в художественной лаконичной форме, а также в качестве средства художественного самовыражения,  можно используя ПРИЕМ «СИНКВЕЙН».

1 слово (НЕУДАЧА)

2 прилагательных или причастия

3 глагола

Фраза, выражающая отношение автора к понятию (лучше 4 слова)

1 слово (синоним, обобщающий или расширяющий смысл понятия).

9 слайд

Уважаемые коллеги, а мы с вами давайте проведем анализ нашей деятельности.

1. На этапе мотивации использован прием составления ассоциативного кластера, толкование велось на основе синонимического ряда. Для создания словесного портрета понятия был использован прием «ПЯТЬ ЧУВСТВ», который позволил обратиться к акустическим, обонятельным, вкусовым, осязательным и зрительным метафорам.

2. На этапе первичной проверке понимания использован метод агглютинации (счастливая неудача).

3. На этапе решения лингвокультурологических задач обратились к пословицам и афоризмам разных культур и дополнили представление о понятии.

4. На последнем этапе происходит создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество) + прием «СИНКВЕЙН».

10 слайд

Таким образом, путь к гармонии знаний и нравственности начинается со Слова, изучаемого как культурно - национальный феномен, как система смыслов, раскрывающая знания о мире и моделирующая поведение человека в нем.

«От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков», – так определял цель языкового воспитания выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

11 слайд

Работа в школе с концептами  в полной мере способствует гармонизации знаний и нравственности, обретению школьниками свободы речевого самовыражения и смыслотворчества.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×