мастер-класс "знакомимся со свойствами воды" | Драчинская Лариса Ивановна. Работа №273148
Автор: Драчинская Лариса Ивановна
Мастер-класс "Знакомимся со свойствами воды"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Светлячок» г.Джанкой, Республика Крым
КОНСПЕКТ
Тема: «Знакомимся со свойствами воды»
Познавательное развитие
Старшая группа
Подготовила воспитатель I категории
Драчинская Лариса Ивановна
Группа «Почемучки»
г.Джанкой
2021год
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о том, что вода нужна для людей, растений, животных; учить выделять и называть основные ее признаки и свойства( прозрачная, цветная, льется, разливается, капает, окрашивается, приобретает вкус).
Развивающие: развивать способность определять простейшие связи и взаимозависимость в состоянии жидкости; развивать творческие способности детей, логическое мышление, уверенность в своих силах и способностях.
Воспитательные: воспитывать гибкость в мышлении и действиях, учить использовать альтернативные пути поиска информации.
Оборудование: книга «Жалобы природы», загадка про воду, стихотворение «Твердое -жидкое», песня «Елочка, елка, лесной аромат…», Кап и Капелька; кувшин с водой, мольберт, маркер, лист бумаги, губка, формочки с водой, краски, пипетки, елка, емкости с чистой водой; емкости со вкусовыми добавками( сладкая, соленая, кислая).
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в зал. Раздается звон колокольчика.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли, услышав звон колокольчика Феи Природы из ее книги «Жалобы природы». Давайте заглянем и прочитаем, что же приключилось?
Логическая задача. Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, палки, пустые бутылки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете, хорошо ли поступали мальчики?
После ответов детей воспитатель делает вывод:
- если каждый будет бросать в речку все, что захочет, дно засорится, поднимется, а значит, количество воды в ней будет уменьшаться;
- в реках живет много рыбы, растений – без воды они погибнут;
- из рек вода поступает в водопроводы;
- люди иногда пользуются речной водой, а если ее не станет, то люди там селиться не будут;
- значит, для жизни всего живого нужно беречь реки, озера, пруды.
Воспитатель. И в конце письма, ребята, Фея Природы загадала нам загадку, ответ на которую мы найдем на столе, под салфеткой, в кувшине.
Есть у дождика сестричка,
У нее длинна косичка.
С-с-с-с- она свистит,
Поет и струей из крана льет. (Вода)
- Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали загадку.
Воспитатель с детьми подходит к столу, снимает салфетку. Под салфеткой – прозрвчный кувшин с водой.
- Так что же находится в этом кувшине? (Вода)
- В каком состоянии здесь вода? (В жидком)
- В воде, как и везде, живут человечки. Какие человечки живут в воде?(Водяные)
- Как они держат свои ручки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы? Покажите, ая зарисую. (Несколько детей показывают модель воды.)
- Человечки держат руки на поясе, но касаются локтями.
- Внимательно посмотрите и скажите: имеет ли вода цвет?(Вода цвета не имеет.)
- Если опустить предмет в воду. Будет ли он виден?(Да, предмет виден.)
- Почему предмет, опущенный в воду, виден?(Вода прозрачная.)
- Я наклоню кувшин. Что происходит с водой?(Вода льется.)
Воспитатель льет воду на стол.
- Ой, дети, что я наделала?(Разлила воду.)
- Значит, что еще может происходить с водой?(Вода может растекаться.)
- Сейчас я возьму поролоновую губку и промокну воду. Куда исчезла вода?(Впиталась в губку.)
- Что же может делать вода?(Впитываться)А вот на полу осталось еще две капельки. Сейчас я их промокну.
Раздается тоненький голосок: «Ой, ой, ой! Не надо нас промакать! Мы вам еще пригодимся! »
Появляются Кап и Капелька.
- Здравствуйте, ребята! Мы- водяные капельки. Я – Кап, а это моя сестричка – Капелька. Очень рады встрече с вами! Мы приглашаем вас в нашу водяную лабораторию, чтобы познакомить со свойствами воды.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит чистая вода в двух стаканах.
- Сейчас я в один стакан с чистой водой налью заварку. Что произошло с водой?(Вода стала коричневого цвета.)
- А в этот стакан капну несколько капель синей краски. Что стало с водой в этом стакане?(Вода стала синего цвета.)
Вывод:
- вода имеет способность окрашиваться;
- цвет воды зависит от цвета красителя, который мы добавляем в воду.
Воспитатель с детьми рассматривает формочки на столе, в которые налита вода. Обращается к капелькам.
- Какие красивые формочки с водой в нашей лаборатории! А можно мы с ребятами сделаем воду цветной?
Дети с помощью пипеток добавляют в воду разноцветные красители.
- Посмотрите, какой яркой, цветной стала вода в формочках! Она напоминает мне новогодние украшения для елочки.
- Кап и Капелька, а почему вы такие грустные?( Кап и Капелька говорят, что у них в лаборатории, где, кроме воды, ничего нет, елочка не нарядная.)
- Ребята, а как вы думаете, можем ли мы с помощью цветной воды украсить елочку?
Выслушав ответы детей. Воспитатель предлагает формочки с цветной водой вынести на улицу, на мороз.
- Что произойдет с водой на морозе?(Вода замерзнет.)
- Что получится из цветной воды?(Цветные льдинки.)
Кап и Капелька обрадовались, что ребята им помогли, и знакомят детей с «веселой водой».
Физкультминутка:
Приглашается сюда к нам веселая вода.
Кто водички той коснется, улыбнется, засмеется…
И внизу бежит вода, сверху капает она.
Ну, кто хочет, отзовись и с водичкой подружись.
Ну. Кто хочет, отзовись, и с водичкой подружись.
- Пока мы с вами играли, Кап и Капелька спрятались. Давайте с вами поищем. В каких картинках могли спрятаться Кап и Капелька.
Дидактическая игра «Найди капельку воды».
- Молодцы, ребята! Пора нам продолжать знакомство со свойствами воды. Подойдите к столу и попробуйте воду на вкус. Какая вода на вкус?(Вода вкуса не имеет.)
- А сейчас попробуйте воду из этих стаканчиков. Какая вода на вкус?(Дети пробуют соленую, кислую и сладкую воду.)
- А как вы думаете, почему у вас вода кислая, соленая и сладкая?(Ответы детей.)
Вывод: вода может иметь вкус.
Воспитатель. Спасибо, Кап и Капелька! Благодаря вам мы сегодня узнали, что:
- вода не имеет цвета, она прозрачная;
- не имеет запаха;
- может литься, разливаться, впитываться;
- окрашивается;
- приобретает вкус.
Но, что это, дети! Пока мы с вами закрепляли свойства воды, Кап и Капелька поспорили. Кап говорит, что клей очень похож на воду, а Капелька – что они разные. Давайте сейчас проверим. В этом нам поможет игра «Схожесть и различие клея и воды».
Схожесть: Различия:
- жидкие; - клей склеивает, вода-нет;
- их используют люди; - воду пьем, клей-нет;
- они безцветные; - клей плотнее воды, он вязкий;
- могут разливаться; - клей делают люди, воду-природа;
- могут высыхать. – клея мало, воды- много.
- Так что не нужно ссориться, вы оба правы.
А сейчас настало время украшать елочку. Интересно, какими получились
льдинки?
Под песню «Елочка, елка, лесной аромат…»дети с воспитателем наряжают елку.
- Что случилось с льдинками в теплом помещении?
Воспитатель читает стихотворение «Твердое- жидкое» и приглашает Капа и Капельку на прогулку вместе с елочкой на участок.
Коль зимой спрыгнуть с вышки, то набьешь, конечно, шишки,
Знать, тверда была вода, ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду в очень теплую погоду,
Будешь, мокрый ты до нитки, летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда: то здесь лед, а то- вода.
Ты не думай, ты ответь: жидкость речка или твердь?
Зачерпнем воды из речки и поставим греть на печке:
Пар заполнит весь наш дом, а воды мы не найдем.
Вот такая чехарда: то здесь пар, а то- вода.
Жидкость речка или газ? Ты ответь мне в тот же час!
Это все-таки вода, ты запомни навсегда!
Спасибо большое за интересное путешествие!
Примечание: На занятиях, посвященных изучению свойств различных материалов и веществ, можно использовать моделирование при помощи маленьких человечков.
Песок Паролон, картон, ткань
Пластилин Бумага
Краска Дерево, кирпич, металл
Вата Воздух