Статья Мастер -класс на тему: «ТРИЗ –игры по развитию речи». Автор: Николаева Любовь Борисовна

Автор: Николаева Любовь Борисовна
- Продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ-играми, направленных на развитее речи;

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ. - Развивать творческую активность педагогического коллектива. Развивать память ,мышление, желание применять ТРИЗ игры в жизнедеятельности детей.

Я рада всех видеть на мастер –классе и сегодня мы продолжим работу с играми ТРИЗ. Как ранее уже мы с вами говорили, ТРИЗ- всегда поиск ,новизна ,направленные на развитее воображения, творчества ,мышления ,памяти.

Наш мастер –класс мы начнем с упражнений для развития нашей памяти, которые помогут нам сохранить нашу память ,сконцентрировать и  переключить внимание .


Автор: Николаева Любовь Борисовна

Мастер-класс на тему: «ТРИЗ –игры по развитию речи»

Задачи:

- Продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ-играми, направленных на развитее речи;

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ. - Развивать творческую активность педагогического коллектива. Развивать память ,мышление, желание применять ТРИЗ игры в жизнедеятельности детей.

Я рада всех видеть на мастер –классе и сегодня мы продолжим работу с играми ТРИЗ. Как ранее уже мы с вами говорили, ТРИЗ- всегда поиск ,новизна ,направленные на развитее воображения, творчества ,мышления ,памяти.

Наш мастер –класс мы начнем с упражнений для развития нашей памяти, которые помогут нам сохранить нашу память ,сконцентрировать и переключить внимание .

Упражнение 1.Таблица Шульте. Сосредоточиться на цифре 19,которая находится в центре .Даю 30 сек.вы должны за это время найти все цифры в порядке возрастания. Развивает переферийное зрение

Упраженеие2 Жесты .Правой рукой показать жест мир, другой рукой О,кейыстро поменять.Тренирует внимание ,развивает способность переключаться с одной задачи на другую.

Упраженеие 3 Синхронное письмо обеими руками.

Два листа бумаги и карандашиисать буквы или рисовать геометр фигуры одновременно.Количество символов одинаково для обеих рук.Учит мозг обрабатывать несколько задач одновременно ,тем самым стимулируя активность обеих полушарий.

Упражение4 для проверки скорости мозга. «Разноцветный текст».Слова написаны разными цветами. Прочесть слова по порядку, затем в обратном порядке.

А теперь приступим к ТРИЗ играм ,которые я бы рекомендовала проводить с детьми дошкольного возраста.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

1.«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, - чк, - ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

2 Игра «Изобретатель( со старшей группы)

Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

рассмотреть каждый предмет и его функцию.

«Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.

Затем обсудить функцию нового предмета.

3 Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)

- Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

4.Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

- Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

- Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

- Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

- Зеленое и прыгучее…

- Холодное, белое …

5.Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой)

Цель: развивать внимание.

 

Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».

3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».

6. Игра «Что умеет делать?(со 2 мл гр)

Воспитатель называет оьбектети определяют,что умеет делать он или что делают с помощью его.

Например омашка

Детиастет,пахнет,вянет и тд

Восп анавеска

Дети :затемняет,пачкается,стирается….

7.Игра «Гирлянда»(со средней группы)

Воспитатель передает стартовое словоапример:лягушка.И задает детям вопрос о свойствах ,действиях этого предмета.

-Лягушка какая?

Дети еленая

Воспитатель то еще бывает зеленым?

Дети трава ,яблоко и тд..

Воспитатель то может делать лягушка?

Дети :прыгать,скакать

Воспитатель то еще умеет првгать? И тд

8.Игра «Где живет ?»(со 2 мл гр)

Воспитатель показывает картинку ,например медведяде живет медведь?

Дети лесу.

Воспитатель еще где?

Дети : в сказках зоопарке и тд

6.Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»

 Рефлексия

Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.

Спасибо!

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

"Что-то"

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x