Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Математическая грамотность: как привить навыки решения практических задач | Иванова Мария Николаевна. Работа №352598

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль математической грамотности как неотъемлемого навыка для решения практических задач. Анализируются методы и приемы, которые позволяют эффективно развивать эту компетенцию у школьников. Приведены примеры задач и ситуаций, нацеленных на формирование у учащихся умений использовать математические знания в реальной жизни.

Ключевые слова: математическая грамотность, практические задачи, обучение математике, жизненные навыки, прикладная математика.

Математическая грамотность: как привить навыки решения практических задач

 

Иванова Мария Николаевна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2, Свердловская область, с. Южаково

 

Аннотация. В статье рассматривается роль математической грамотности как неотъемлемого навыка для решения практических задач. Анализируются методы и приемы, которые позволяют эффективно развивать эту компетенцию у школьников. Приведены примеры задач и ситуаций, нацеленных на формирование у учащихся умений использовать математические знания в реальной жизни.

Ключевые слова: математическая грамотность, практические задачи, обучение математике, жизненные навыки, прикладная математика.

 

Математическая грамотность – это один из ключевых навыков современного человека, который позволяет уверенно и рационально использовать количественную информацию в различных жизненных ситуациях. В условиях быстрого роста объемов данных и информации способность решать практические задачи с использованием математических методов становится важной не только для успешного обучения, но и для повседневной жизни. В образовательной практике задача учителя заключается не только в том, чтобы передать теоретические знания, но и научить применять их в реальных условиях.

Основным подходом к развитию математической грамотности является решение практико-ориентированных задач. Такие задачи должны быть близки к интересам учеников и касаться ситуаций, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Например, для учащихся среднего звена можно предложить задачу: «На витрине магазина указано, что на все товары действует скидка 20%. Рассчитайте, сколько нужно будет заплатить за куртку стоимостью 4500 рублей, если к цене со скидкой добавляется фиксированная доставка в 300 рублей». Решение таких задач учит не только использовать базовые математические операции, но и учитывать дополнительные условия, анализировать данные и проверять их на адекватность.

Для развития грамотности важно интегрировать задачи, связанные с другими предметами и сферами деятельности. Например, геометрические расчеты могут быть полезны при изучении архитектуры или дизайна. Ученикам можно предложить измерить размеры комнаты, чтобы рассчитать площадь обоев или краски, необходимых для ремонта. Аналогично, основы статистики и теории вероятностей могут быть полезны в задачах, связанных с оценкой рисков или анализом данных. Например, «В группе из 30 человек проводился опрос: 60% предпочитают чай, а 40% — кофе. Если случайным образом выбрать 5 человек, какова вероятность того, что хотя бы трое из них выберут чай?» Такие задачи развивают умение работать с вероятностными оценками, которые важны в реальной жизни.

При решении практических задач важно подчеркивать межпредметные связи. Например, уроки математики можно дополнить задачами из экономики: составление семейного бюджета, анализ цен на продукты или расчет стоимости кредита. Одним из интересных примеров является задача «Семья планирует путешествие. Стоимость билетов туда-обратно составляет 18 000 рублей на человека, а проживание в отеле стоит 4000 рублей в сутки. Если семья из четырех человек планирует провести 7 дней в отпуске, какова будет общая стоимость поездки?» Такое задание помогает развивать у учащихся не только навыки арифметических расчетов, но и критическое мышление при планировании расходов.

Еще один важный аспект — это развитие навыков интерпретации данных. Школьники должны уметь читать графики, таблицы и диаграммы, оценивать изменения и делать выводы. Для этого можно использовать задачи на анализ данных: «На графике показана динамика температур за неделю. Определите, в какой день была зафиксирована самая высокая температура и какова была средняя температура за этот период». Такие задания способствуют не только математической грамотности, но и формированию навыков аналитики.

Для привития математической грамотности полезно использовать элементы геймификации и проектной деятельности. Например, можно предложить ученикам спланировать виртуальный магазин или построить модель оптимального маршрута для доставки товаров. Это позволяет школьникам на практике понять, как математика применяется для решения реальных задач, и закрепить полученные навыки в увлекательной форме.

Значимую роль играет также развитие умения работать с ошибками. При решении практических задач важно обсуждать, где и почему были допущены ошибки, как их можно было избежать и какие выводы следует сделать. Это развивает у школьников ответственность за свои действия и способствует формированию рефлексии.

Таким образом, привитие математической грамотности требует системного подхода, ориентированного на решение реальных задач, межпредметную интеграцию, анализ данных и развитие критического мышления. Учитель становится не только источником знаний, но и наставником, который помогает ученикам увидеть ценность математики в повседневной жизни. Примеры практико-ориентированных задач, работа с жизненными ситуациями и проектами формируют у школьников уверенность в своих силах, что особенно важно для их успешной социализации в современном обществе.

 

 

Список литературы

Денищева

Л. О. Возможности школьной математики в формировании математической грамотности: Учебно-методическое пособие / Л.О.

Денищева

, Т.А. Захарова, Н.В.

Савинцева

, и др. – М.: Издательство «Спутник+», 2021. – 192 c.

Калякина Е. А., Солощенко М. Ю. Проблема формирования и развития математической грамотности / Журнал E-

Scio

, Психолого-педагогические науки 2023. – 7 с.

Куманькина

А. А. Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике / А. А.

Куманькина

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 168-171.

Форкунова

Л. В., Богданова Е. Н. Формирование математической составляющей финансовой грамотности учащихся общеобразовательной школы: современное состояние, проблемы и решения //

Вестн

. Том. гос. ун-та. 2019. №440.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×