Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Математические диктанты: польза, примеры и методика проведения | Кузнецова Надежда Александровна. Работа №352492. Номер работы: №352492

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена теме математических диктантов в начальной школе. Математический диктант является одним из эффективных методов обучения, который способствует улучшению навыков устного счета, развитию внимания и памяти учащихся, а также помогает закрепить полученные знания. В статье рассматриваются основные виды математических диктантов, их роль в образовательном процессе, а также методика проведения и примеры диктантов, которые можно использовать на уроках математики. Также обсуждается польза регулярных математических диктантов для развития математической грамотности младших школьников и улучшения их результатов в учебе.

Ключевые слова: математический диктант, начальная школа, методика проведения, обучение математике, устный счет, внимание, память, закрепление знаний.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ: ПОЛЬЗА, ПРИМЕРЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

 

Кузнецова Надежда Александровна, учитель

ГБОУ СОШ № 501 с углубленным изучением предмета информатика и информационно-коммуникационных технологий Кировского района

Г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена теме математических диктантов в начальной школе. Математический диктант является одним из эффективных методов обучения, который способствует улучшению навыков устного счета, развитию внимания и памяти учащихся, а также помогает закрепить полученные знания. В статье рассматриваются основные виды математических диктантов, их роль в образовательном процессе, а также методика проведения и примеры диктантов, которые можно использовать на уроках математики. Также обсуждается польза регулярных математических диктантов для развития математической грамотности младших школьников и улучшения их результатов в учебе.

Ключевые слова: математический диктант, начальная школа, методика проведения, обучение математике, устный счет, внимание, память, закрепление знаний.

 

Математика в начальной школе требует от учащихся внимательности, умения быстро и точно выполнять арифметические операции, а также способности применять знания в различных ситуациях. Важным элементом формирования этих навыков является регулярная практика, которая позволяет школьникам быстрее усваивать и закреплять материал.

Одним из эффективных методов тренировки математических навыков является математический диктант. Математический диктант помогает развивать не только вычислительные способности, но и внимание, память, а также усидчивость и дисциплину. С помощью диктантов можно легко проверить, как дети усвоили материал, и устранить возможные пробелы в знаниях.

Математические диктанты – это задания, которые учитель зачитывает вслух, а учащиеся должны правильно записать математические выражения, решать задачи или выполнять арифметические операции. Такой метод обучения оказывает положительное влияние на развитие у школьников множества ключевых навыков.

Математический диктант активно тренирует способность быстро и точно выполнять вычисления. Это особенно полезно на начальных этапах обучения, когда дети учат таблицу умножения, складывают и вычитают числа в пределах 100.

Диктант требует от учеников полной сосредоточенности, так как необходимо не только правильно услышать задание, но и быстро и без ошибок выполнить его.

Диктант помогает закрепить уже изученные темы и проверить, как дети усвоили материал. Это особенно важно, когда необходимо повторить и систематизировать информацию, например, перед контрольной работой или экзаменом.

Поскольку диктант включает в себя устное восприятие задания, дети тренируют кратковременную и долговременную память. Это помогает улучшить общие когнитивные навыки и ускоряет процесс запоминания.

Выполнение математических диктантов помогает детям научиться работать самостоятельно, правильно планировать свои действия, не полагаясь на помощь одноклассников.

Математические диктанты могут быть разнообразными и включать различные виды заданий, в зависимости от целей урока. Вот несколько примеров, которые могут быть полезны для учителей начальных классов:

Диктант на сложение и вычитание:

12 + 8 =

25 - 7 =

43 + 16 =

56 - 19 =

67 + 15 =

В этом диктанте учащиеся тренируют навыки выполнения простых операций с числами в пределах 100. Такой диктант подходит для начального уровня.

Диктант на умножение:

6 × 7 =

8 × 5 =

12 × 4 =

9 × 9 =

7 × 6 =

Этот диктант направлен на закрепление знаний таблицы умножения и улучшение навыков быстрого счета.

Диктант на решение текстовых задач:

В саду растет 12 яблонь. На каждой яблоньке 15 яблок. Сколько всего яблок в саду?

В классе 28 учеников. 12 из них пришли с книгами. Сколько учеников не принесли книги?

Текстовые задачи тренируют внимание и способность решать задачи на основе логических рассуждений и арифметических действий.

Диктант с решением выражений:

5 × (8 + 2) =

(15 - 7) × 3 =

(20 ÷ 4) + 6 =

9 + (5 × 3) =

Задания такого типа развивают навыки работы с более сложными выражениями и учат правильно расставлять приоритет операций.

Диктант на дроби (для старших классов начальной школы):

1/2 + 1/4 =

3/4 - 1/4 =

5/6 × 2/3 =

Задания с дробями помогут закрепить знания об основных правилах работы с дробями и учат выполнять операции с ними.

Проведение математического диктанта требует определенной подготовки и соблюдения методических рекомендаций. Для того чтобы диктант был эффективным и полезным, важно придерживаться нескольких ключевых принципов.

Перед проведением диктанта учитель должен объяснить детям, что от них требуется. Убедитесь, что учащиеся хорошо понимают правила выполнения математических операций, которые они будут использовать в диктанте.

Математический диктант должен быть разделен на несколько частей. Например, сначала можно провести диктант на простые арифметические действия, затем на более сложные задачи, такие как текстовые задачи или выражения с несколькими действиями.

Начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Это поможет избежать перегрузки учащихся и даст им возможность почувствовать уверенность в своих силах.

Учитель должен зачитывать каждое задание дважды: первый раз – для того, чтобы учащиеся могли понять задание, второй раз – для того, чтобы они успели записать ответ.

Важно следить за тем, чтобы учащиеся не спешили и имели достаточно времени для выполнения задания, но при этом диктант не должен длиться слишком долго.

После выполнения диктанта учитель должен провести его проверку и подробно разобрать ошибки. Это позволит ученикам понять, где они ошиблись, и закрепить материал.

В заключение можно отметить, что математические диктанты – это не только эффективный метод проверки знаний, но и важный инструмент для развития различных навыков у младших школьников. Они помогают улучшить внимание, память, а также навыки устного счета и логического мышления. Регулярное использование диктантов на уроках математики способствует более глубокому освоению материала, а также формированию у детей уверенности в собственных силах.

Правильное проведение математического диктанта требует от учителя внимательности и подготовки, но при этом является мощным инструментом для эффективного обучения. Важно помнить, что диктант должен быть разнообразным и соответствовать уровню подготовки учащихся, а также быть направлен на развитие ключевых математических навыков, таких как арифметика, решение задач, работа с выражениями.

 

Список литературы

Егорина В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования. Журнал «Начальная школа плюс

До

и

После

». – 2018, № 10.

Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителей. / Н.Б. Истомина - М.: Просвещение, 2015. - 64 с.

Петрова, В.И. Развитие мышления при решении задач. / В.И. Петрова // Начальная школа - № 1, 2017 - с. 23-25.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×