Математические эко-квесты: как заинтересовать детей экологией на уроках математики | Иванова Наталья Васильевна. Работа №354664
Аннотация. В статье рассматривается применение математических эко-квестов как эффективного способа повышения интереса учеников 5–6 классов к изучению математики и формирования экологического сознания. Представлены примеры заданий, в которых математика и экологическая тематика тесно переплетаются, способствуя не только усвоению математического материала, но и развитию практических навыков у детей. Подробно описывается, как организовать квест на уроке математики и какие педагогические цели он позволяет достичь.
Ключевые слова: математика, экологическое воспитание, эко-квест, игровые методики, практические задачи, 5–6 классы.
Математические эко-квесты: как заинтересовать детей экологией на уроках математики
Иванова Наталья Васильевна, учитель математики
Государственное бюджетное учреждение
общеобразовательная организация Запорожской области
«Приазовская Средняя Общеобразовательная школа № 9»
Приазовского района
Аннотация. В статье рассматривается применение математических эко-квестов как эффективного способа повышения интереса учеников 5–6 классов к изучению математики и формирования экологического сознания. Представлены примеры заданий, в которых математика и экологическая тематика тесно переплетаются, способствуя не только усвоению математического материала, но и развитию практических навыков у детей. Подробно описывается, как организовать квест на уроке математики и какие педагогические цели он позволяет достичь.
Ключевые слова: математика, экологическое воспитание, эко-квест, игровые методики, практические задачи, 5–6 классы.
Современное образование требует новых подходов, способных одновременно мотивировать учащихся к обучению и воспитывать в них ответственное отношение к окружающему миру. В этом контексте использование эко-квестов на уроках математики становится одним из интересных и эффективных решений. Такой формат объединяет математические задачи и экологическую тематику, превращая уроки в увлекательное и познавательное занятие, которое затрагивает не только интеллектуальную сферу, но и формирует практические и социальные навыки. Математические эко-квесты представляют собой серию связанных заданий, объединённых единой целью — решением экологической проблемы с применением математических знаний. Работая в командах, учащиеся проходят этапы квеста, решают задачи и накапливают баллы, приближаясь к финальной цели. Важно, что каждое задание содержит не только математический смысл, но и практическую экологическую направленность, помогая детям увидеть реальные проблемы природы через призму чисел и расчётов.
Рассмотрим пример квеста на тему «Спасение зелёного леса», который можно организовать для учащихся 5–6 классов. Ученики делятся на команды и получают маршрутный лист с последовательностью заданий. Первое задание может быть связано с вычислением площади лесного участка. Например, учитель предлагает детям условия: «Площадь леса составляет 8000 м². Для посадки новых деревьев необходимо выделить 25% этой площади. Определите, сколько саженцев можно посадить, если на 1 м² помещается 4 саженца». Здесь учащиеся не только решают задачу с применением процентов и умножения, но и наглядно представляют, как можно оптимально использовать пространство для восстановления природы. Следующим этапом становится задача, связанная с объёмами. Например, «Пруд рядом с лесом загрязнён на 15%, а его общий объём составляет 2000 м³. Определите, сколько воды необходимо очистить». Такое задание позволяет применить знание дробей и объёмов, а также обсудить с учениками важность чистых водоёмов для экосистемы.
Постепенно учащиеся переходят к задаче на сортировку мусора, которая тоже требует математических расчётов. Учитель объясняет, что на территории леса было собрано 60 кг отходов, из которых 40% составляет пластик, 30% стекло и 30% бумага. Ребятам необходимо рассчитать, сколько килограммов каждого типа отходов можно отправить на переработку. Это не только закрепляет работу с процентами, но и поднимает важный вопрос о вторичной переработке ресурсов. Включение задач на геометрию также обогащает эко-квест. Например, можно предложить командам определить периметр и площадь прямоугольного ограждения, необходимого для защиты лесных участков. В условии говорится, что длина ограждения составляет 12 метров, а ширина 8 метров. Ребята должны посчитать, сколько метров материала потребуется для 10 таких ограждений. Это задание позволяет связать изучение геометрических форм с практическими задачами.
На протяжении всего эко-квеста учитель не только следит за выполнением заданий, но и активно обсуждает с детьми их решения и экологическую значимость полученных результатов. Команды, успешно справившиеся со всеми задачами, получают баллы, а в конце урока подводятся итоги и определяется победитель. Однако победа в таком квесте — не главная цель. Важно, чтобы дети увидели, как математические знания могут быть применены в реальной жизни для решения актуальных проблем, таких как сохранение природы, чистота водоёмов или переработка мусора.
При подготовке квеста учителю необходимо продумать не только математическое содержание заданий, но и их наглядность и доступность для понимания. Использование карт, схем, графиков и макетов делает урок более ярким и запоминающимся. Дополнительно можно подготовить подсказки, которые помогают детям двигаться по маршруту и справляться с трудностями.
Эко-квесты формируют у детей целостное восприятие предмета, сочетая теоретические знания с практическим применением. Они позволяют развивать навыки командной работы, логического мышления, а также стимулируют интерес к математике. На таком уроке учащиеся не просто решают задачи, они начинают понимать взаимосвязь между математикой и окружающим миром. Практический смысл каждого задания даёт детям ощущение значимости их усилий и формирует ответственное отношение к природе.
Таким образом, математические эко-квесты становятся эффективным инструментом, который не только помогает в освоении математического материала, но и прививает экологические ценности. Сочетание игры, практической направленности и межпредметных связей делает уроки математики более интересными и полезными для современных школьников.
Список литературы
Вдовенко
Я. С.
, Ющенко
Ю. А.
,
Хотулёва
О. В.
Э
кологическое воспитание на уроках математики в средней школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-na-urokah-matematiki-v-sredney-shkole
Дюкина
Н. Г.
С
оциально-экологическая компонента экологической культуры школьников на уроках математики // Вестник ОГУ. 2023. №2 (238).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekologicheskaya-komponenta-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-urokah-matematiki
Ланина
С. Ю.
Э
кологическое образование школьников на уроках математики // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021.
№92. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-shkolnikov-na-urokah-matematiki
Межпредметные
задания экологического содержания на уроках математики — одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся / О. М. Панкова, В. М. Романенко, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст
:
непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань
:
Молодой ученый, 2019. — С. 46-48. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14847/