Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности | Гвоздева София Игоревна . Работа №305525
Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников.
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функциональной грамотности младших школьников, а так же особенности проведения математических экскурсий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, экскурсия, математическая экскурсия.
Понятие «функциональная грамотность» относительно новое в педагогической науке и возникло в конце прошлого века и впервые было предложено использовать этот термин на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году.
В последнее время принято пользоваться определением А. А. Леонтьева, которое звучит так: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Гвоздева С.И.,
студент группы НД(д)-03-05
Научный руководитель – доцент кафедры
дошкольного и начального образования
И.В. Тигрова
ФГБОУ ВО ЛГПУ имени П.П.Семёнова-Тян-Шанского
Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функциональной грамотности младших школьников, а так же особенности проведения математических экскурсий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, экскурсия, математическая экскурсия.
Понятие «функциональная грамотность» относительно новое в педагогической науке и возникло в конце прошлого века и впервые было предложено использовать этот термин на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году.
В последнее время принято пользоваться определением А. А. Леонтьева, которое звучит так: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с.35].
А.А. Штец дает следующее определение: «функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, сознательно действовать в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, и в границах норматива, выбирая оптимальные условия);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.» [6, с.]
Н.Ф. Виноградова считает, что: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. … Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи …;
- способностью строить социальные отношения …;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …» [1, с.288]
Исследование функциональной грамотности учащихся средней школы проводится в мире в рамках исследований PISA (Program me for International Student Assessment) и определяется как наличие «у школьников, получивших обязательное общее образование, знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[7, 308 р.].Начиная с 2000 г. проводится тестирование каждые три года по нескольким направлениям: математика - оценка математической грамотности; чтение - оценка читательской грамотности, естествознание - естественнонаучной грамотности. А также было добавлено направление - экономика и финансы - финансовая грамотность и оценка уровня сформированности, так называемых, глобальных компетенций.
Ковалева Г.С. определяет математическую грамотность как «способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.» [2, с. 150-167].
На наш взгляд для достижения высокого уровня функциональной грамотности необходима соответствующая всесторонняя подготовка уже на самых ранних этапах обучения, начиная с начальной школы. Это становится возможным в рамках повышения познавательного интереса младших школьников. Заинтересованный, вовлеченный в образовательный процесс ребенок лучше усвоит новый материал и сможет применять полученные знания не только на уроках в школе, но и в реальной жизни.
В младшем школьном возрасте закладывается интерес к учению в целом и отношение ученика к школе. В этот период очень важно развить интерес у младших школьников к активной познавательной деятельности. Обучение математике в начальных классах направленно на формирование основ приемов умственной деятельности школьников: осуществление анализа, сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, закономерностей, выстраивание логических цепочек рассуждений. Именно на начальном этапе обучения важно научить самостоятельно добывать, усваивать информацию, показать связь математики с жизнью и объяснить её применение в реальных ситуациях. Решению этих задач могут способствовать математические экскурсии. Образовательные экскурсии, прежде всего, будут способствовать формированию такой ключевой компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности, помогут формированию у младших школьников функциональной грамотности. Проведение математических экскурсий будет способствовать конкретизации, «оживлению» программного материала, расширению кругозора, углублению знаний учащихся, будет направлено на развитие наблюдательности и логического мышления младших школьников.
Необходимость использования математических экскурсий обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала» [5].
Важно с первых уроков математики научить младших школьников видеть математику вокруг, распознавать практический смысл теоретических знаний. Такой подход позволит сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к математике. Невозможно обучать математике теоретически, не опираясь на знакомые предметы и явления. Учитель должен максимально приблизить абстрактные знания к практике. Учитывая всё это, мы считаем, что в изучение математики полезно включать экскурсии, которые будут способствовать повышению мотивации изучения предмета и расширению кругозора. Материал, который ученики усвоят на экскурсиях, будет им доступен, что, несомненно, вызовет интерес к самой математике.
В.М. Минаева дает следующее определение : «экскурсия – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника» [4, с.401-404].
Опираясь на определения экскурсии, можно сделать вывод о том , что её эффективность основана на восприятии детьми изучаемых предметов и явлений в естественной среде или искусственно созданной.
Все условия для укрепления здоровья создаются на уроках-экскурсиях, а именно психологического здоровья, духовного и физического. Такой тип урока чаще всего проводится на свежем воздухе, в условиях полезных для восприятия новой информации и непринужденного общения со всеми участниками. Также одна из особенностей уроков-экскурсий то, что они проходят в безоценочной обстановке и дети имеют возможность общаться с одноклассниками, выражать свой познавательный интерес и развивать его.
Для проведения урока-экскурсии должен быть разработан конспект. Данная форма проведения занятия достаточно занимательная и продуктивная . Посредством самостоятельной исследовательской работы у учеников формируется познавательный интерес. Экскурсия для младших школьников не должна длиться более 45 минут (1 академический час), иначе дети устанут и не будут в полной мере готовы для получения нового знания. Также необходимо для каждого этапа подобрать задания, которые будут соответствовать целям экскурсии. Детям должно быть интересно узнавать новую информацию, а учебный материал, прописанный в конспекте, должен быть направлен на стимуляцию воображения и получение новых эмоций у обучающихся.
Пример конспекта урока-экскурсии для младших школьников
Учебный предмет
Математика
Тема из раздела
Признаки предметов. Сравнение.
Класс
1
Место проведения урока - экскурсии
Городской парк
Время года
Осень
Этап изучения темы
Знакомство с новой темой
Тип урока-экскурсии по ведущей деятельности
Практическая работа
Оборудование урока - экскурсии
Карточки разные по форме,размеру,цвету, листы с заданиями, блокноты, карандаши(ручки).
План проведения урока - экскурсии
I. Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете)
II. Экскурсия (вне учебного кабинета)
III. Послеэкскурсионная работа (проходит в учебном кабинете)
Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете)
Отгадайте загадку:
Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой… (Поезд.)
– Рассмотрите рисунки:
- Чем они похожи?
– Сколько вагонов везет каждый поезд? Чем похожи эти вагоны? Чем отличаются вагоны?
– Сравните сами рисунки. Чем ещё они отличаются? (На втором рисунке у поезда нарисован дым.)
– Что нарисовано на второй картинке? (Бусы.)
- Придумайте свои вопросы по этой картинке! (Возможные вопросы: Сколько бусинок на бусах слева? Сколько бусинок справа? Где бусинок больше? Чем похожи все бусинки? (по форме) Чем отличаются бусинки? (Размером и цветом.) Сколько маленьких бусинок слева? Справа? Где их меньше?– Сколько больших бусинок слева? Справа? Что можете сказать про их количество? Сколько зеленых бусинок слева? Справа ? Сколько красных бусинок слева? Справа?)
- На какие две группы можно разделить все бусинки по цвету? Сколько бусинок оказалось в каждой группе? По размеру на какие группы можно разделить? Сколько бусинок в каждой группе?
- Что мы делали в этих заданиях?(сравнивали предметы на рисунках и сами рисунки)
-По каким признакам можно сравнивать предметы? (форма, цвет, размер, положение относительно остальных объектов, количество)
-А чтобы потренироваться в сравнении предметов по разным признакам, мы отправимся в парк. Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание на листочках. Деление на группы происходит с помощью карточек (разных по цвету, форме и размеру). У кого одинаковые по цвету: это первая группа, у кого оказались одинаковые по форме: это вторая группа, кому попались одинаковые по размеру, это третья группа.
1 группа: Признаки предметов. Цвет.
«Соберите листья деревьев разные и одинаковые по цвету. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по цвету и умения делить на группы по вашему признаку.»
2 группа: Признаки предметов. Форма.
«Соберите листочки разные и одинаковые по форме. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по форме и умения делить на группы по вашему признаку.»
3 группа: Признаки предметов. Размер.
«Соберите природный материал (это могут быть: листья, шишки, камни, веточки) разные и одинаковые по форме. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по размеру и умения делить на группы по вашему признаку.»
Выстраиваемся паровозиками по двое и идём на экскурсию в парк.
Проведение экскурсии:
- Какое сейчас время года? Что происходит осенью с листьями деревьев? (изменяют цвет и опадают)
- А как мы можем определить, с какого дерева упал листок? (по форме)
- А как определить, какой листик был на момент опадания ещё маленьким, а какой успел вырасти? (по размеру)
Учитель проводит игру:
- Найдите каждый по два листочка одинакового цвета. Поднимите свои листочки. Опустите.
Игра «Измени». Класс стоит кругом, в центре – учитель. Учитель поднимает листочек и говорит: «Измени цвет!» или «Измени размер!», «Измени цвет, форму, размер!» На середину круга выбегают ученики с соответствующим листочком. Остальные проверяют правильность выполнения задания.
- Молодцы! А теперь расходитесь по своим группам и начинайте сбор необходимого материала.
Послеэкскурсионная работа:
1. Обработка экскурсионного материала:
Ребята обсуждают вопросы и задания по своей теме.
2. Презентация обработанного материала
Каждая группа выступает с результатами своей групповой работы. Предлагает свои вопросы/задания/игру по теме.
3.Рефлексия.
«Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока и вопросы к ним: «Что было интересным? Что понравилось? Что нового узнали? Чему научились? Кого бы ты хотел похвалить и за что? Как бы ты оценил(а) работу вашей группы? Какие трудности возникали? Чем полезен урок? Хотел бы ты ещё отправиться на математическую экскурсию?»
Материальный продукт урока-экскурсии
Наборы природных материалов, по которым можно изучать сравнение признаков предметов и деление на группы по признакам; вопросы и задания, направленные на закрепление изученного материала.
Вывод
Экскурсии поспособствуют пробуждению познавательной активности школьников, обеспечат адаптацию ребенка к школе, создадут условия для сохранения их здоровья и эмоционального благополучия, поскольку в большей мере соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей. Важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В этом возрасте дети усваивают новое знание на предметно-деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе.
Внедрение математических экскурсий позволит: - развивать наблюдательность, внимание, память; - способствовать совершенствованию мышления, речи; - научить ориентироваться в явлениях окружающей действительности; - самостоятельно «открывать» математические знания; - помогут лучше понять учебный материал, усвоить его, прочно и осмысленно запомнить; - поддержать интерес к учению, к математике. Мы уверены, что использование математических экскурсий, приведет к повышению мотивации изучения математики и позитивно скажется на отношение школьников к этому предмету и к обучению в целом, а так же станет важной составляющим звеном в развитии у учеников функциональной грамотности.
Литература
1. Виноградава Н.Ф., Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
2. Ковалева Г.С., Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): Материалы к заседанию президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 5 (55). С. 150-167.
3. Леонтьев А.А., Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. С.35
4. Лисицына, Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т. Б. Лисицына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4978/ (дата обращения: 23.11.2020).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B
6. Штец А.А., Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании / А.А. Штец // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 8. – С.
7. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019, 308 р.