Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Математические представления в младшем дошкольном возрасте | Савченко Ольга Васильевна. Работа №352073

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Обсуждаются основные принципы и подходы к развитию математических навыков через игру и познавательную деятельность. Приводятся примеры эффективных методов обучения, учитывающих возрастные особенности детей, и практические рекомендации для воспитателей.

Ключевые слова: математические представления, младший дошкольный возраст, развитие логики, познавательная деятельность, игра, воспитатель, раннее обучение.

Математические представления в младшем дошкольном возрасте

 

Савченко Ольга Васильевна, воспитатель

МБОУ СОШ № 36 «Новые горизонты» ДО Мечтатели

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Обсуждаются основные принципы и подходы к развитию математических навыков через игру и познавательную деятельность. Приводятся примеры эффективных методов обучения, учитывающих возрастные особенности детей, и практические рекомендации для воспитателей.

Ключевые слова: математические представления, младший дошкольный возраст, развитие логики, познавательная деятельность, игра, воспитатель, раннее обучение.

 

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста является важным элементом общего развития, закладывающим основы для успешного обучения в дальнейшем. В этом возрасте дети начинают воспринимать мир через количественные и пространственные категории: «много», «мало», «высоко», «низко», «рядом», «далеко». Умение воспринимать такие характеристики окружающих объектов не только помогает ребенку в повседневной жизни, но и способствует развитию логического мышления, внимания и памяти.

Математические представления в младшем дошкольном возрасте формируются через игру и практическую деятельность. Одним из базовых методов является знакомство детей с понятиями количества, формы, величины, пространства и времени. Например, в процессе игры с пирамидкой ребенок учится различать размеры колец, понимать последовательность их расположения. Игрушки, такие как кубики, сортировочные формы, рамки-вкладыши, активно способствуют развитию математического мышления.

Важным элементом является обучение счету. На начальном этапе это не должен быть формальный подсчет предметов, а скорее понимание принципа количественного сравнения. Например, дети могут пересчитывать игрушки или детали конструктора, соединяя их с конкретными действиями: «один мячик», «два кубика». Постепенно они начинают понимать, что количество объектов остается неизменным, даже если их расположение меняется.

Большое значение в процессе формирования математических представлений имеют дидактические игры. Например, игра «Собери корзинку» предлагает детям разложить игрушечные фрукты и овощи по цвету или размеру. Это упражнение помогает не только усвоить классификацию, но и развивает логическое мышление. Еще один пример – игра «Найди пару», где детям нужно соединить одинаковые предметы, что способствует развитию внимания и памяти.

Развитие пространственных представлений также играет важную роль. Через игры с движением дети учатся ориентироваться в пространстве: «иди вперед», «поверни налево», «подними мячик вверх». Важна также работа с наглядным материалом. Например, игра «Что выше?» включает сравнение высоты игрушек или предметов. Такие задания помогают детям лучше понимать пространственные отношения.

Для закрепления математических навыков можно использовать стихотворные и песенные формы. Простейшие считалочки и потешки не только вовлекают детей в процесс обучения, но и способствуют развитию слухового восприятия и ритмичности. Например, известная считалочка «Раз, два, три – елочка, гори!» позволяет соединить процесс счета с эмоционально окрашенным событием.

Значительную роль в развитии математических представлений играет участие воспитателя. Он выступает не только организатором познавательной деятельности, но и партнером в игре, который помогает ребенку сделать первые шаги в освоении сложных понятий. Важно помнить, что обучение должно быть ненавязчивым и увлекательным. Например, можно предлагать детям задания в виде вопросов: «Сколько кубиков нужно, чтобы построить башню?» или «Какой мячик больше?»

Работа с природным материалом – еще один способ развивать математические представления. Осенью дети могут считать собранные листья или сравнивать их по величине, а зимой строить снежные фигуры разных форм. Такие занятия объединяют познание окружающего мира с математикой, делая обучение естественным и интересным.

Родителям также можно рекомендовать поддерживать интерес ребенка к математике. В быту достаточно использовать простые приемы: пересчитывать ступеньки на лестнице, измерять длину игрушек или высоту построек из конструктора. Это помогает детям понять, что математика окружает их повсюду, и учит применять полученные знания на практике.

Таким образом, формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста – это увлекательный и важный процесс, который должен быть организован с учетом возрастных особенностей. Воспитатели играют ключевую роль в создании условий для успешного освоения детьми основ математики. Используя игровые методы, наглядные материалы и разнообразные упражнения, они помогают детям сделать первые шаги в мир чисел, форм и величин.

 

 

Список литературы

Абибуллаева

С.

С. Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста / С. С.

Абибуллаева

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 545-547. — URL:

https://moluch.ru/archive/415/91830/

Васильева М.

Д.,

Веракса

А.

Н.,

Бухаленкова

Д.

А., Мартыненко М.

Н.,

Якупова

В.

А. Факторы развития математических представлений у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Дунина Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Р. А. Дунина. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 174-177. — URL:

https://moluch.ru/archive/181/47200/

Кондратьева С.

Ю.,

Табачкова

Е.

А. Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования.

2023. №80-3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×