Математические приемы быстрого счета | Чугунекова Алефтина Дмитриевна. Работа №324752
Математика один из главных предметов школьной программы. Она требует знание и применение большого количества информации, умение быстро и правильно вычислять значение числовых выражений. В ответах первой части заданий ОГЭ и ЕГЭ предполагается конечная десятичная дробь или целое число. В знаменателях дробей стоят или и их произведения. Пользоваться калькулятором или другими вычислительными приборами не рекомендуется. Возникает проблема как научить детей правильно решать и вычислять. Предложенные приемы быстрого счета помогут учащимся быстро и верно найти и записать ответ. Показать и применять данные приемы желательно как можно раньше, чтобы дети получили навыки и широко их применяли. Предложенная информация будет полезна и интересна молодым специалистам.
Приемы быстрого счета
Математика один из главных предметов школьной программы. Она требует знание и применение большого количества информации, умение быстро и правильно вычислять значение числовых выражений. В ответах первой части заданий ОГЭ и ЕГЭ предполагается конечная десятичная дробь или целое число. В знаменателях дробей стоят или и их произведения. Пользоваться калькулятором или другими вычислительными приборами не рекомендуется. Возникает проблема как научить детей правильно решать и вычислять. Предложенные приемы быстрого счета помогут учащимся быстро и верно найти и записать ответ. Показать и применять данные приемы желательно как можно раньше, чтобы дети получили навыки и широко их применяли. Предложенная информация будет полезна и интересна молодым специалистам.
Приемы быстрого счета.
Деление нечетного числа на 2. При делении нечетного числа на 2 в остатке получается 1. Так как
получаем алгоритм: от числа вычесть число 1. Полученное четное число делим на 2. В ответ добавить пять десятых.
Пример: (1 в остатке) = 41,5
Деление нечетного числа на 4. При делении нечетного числа на 4 в остатке будут только два числа 1 и 3.
Примеры:
Деление на 5.
, Деление на 5 сводится к действиям умножение на 2 и делением на 10.
Примеры 87:5=872:10=174:10=17,4
126:5=126
Делением на 25
, Делением на 25 получается умножением на числа 4 и делением на 100.
Делением на 125
, Делением на 125 можно представить в виде действий: умножением на 8 и делением на 1000.
=2776:1000=2,776
Аналогично можно делить на 625, т.е. на степень числа 5
Умножение на 5
Число 5 можно представить в виде дроби.
Поэтому умножение на 5 можно заменить действиями деления на 2 и умножением на 10.
Пример:
Умножение на 25
Точно также . То есть число делим на 4 и умножаем на 100
Примеры: 324
Умножение на 125
. Делим на 8 и умножаем на 1000.
Пример:
По аналогии можно также умножать на степени числа 5
Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5.
Чтобы возвести в квадрат данное число, нужно к числу десятков прибавить 1 (другой вариант, взять число, следующее за числом десятков), полученные числа перемножить и к ответу приписать 25.
Примеры:
Возведение в квадрат двучлена.
За основу решения применяем формулу квадрата двучлена:
Найдем квадраты чисел, запишем в строчку.
Вычислим удвоенное произведение данных чисел.
Запишем их под десятками (или сдвинем найденное число влево на одну цифру).
Сложим полученные числа столбиком.
Примеры:
42 Ответ:1369
96 Ответ: 4624
Произведение двузначных чисел.
Найдем произведение единиц и десятков данных чисел.
Запишем их в строчку.
Вычислим сумму произведений крайних и средних членов в записи примера.
Запишем ответ под десятками.
Сложим полученные выражения.
Примеры:
37 Ответ:1591
Быстрое нахождение процента от числа.
Процент – сотая часть числа. Она находится действием умножения .
5 составляет половину от 10%.
Число делим на 10 (запятую переносим на одну цифру влево) и ответ делим на 2. 15%=10%+5% (решение выше)
Пример: Найти 15% от числа 240
Решение: 240:10=24,
24:2=12
24+12=36
Ответ: 36
Использование данных приемов позволит ученику правильно и быстро решать всевозможные задания, находить и записывать верный ответ, исключит перезагрузку. Останется время для решения более сложных заданий, что приведет в итоге к повышению качества знаний, появится интерес к предмету. Это все способствует улучшению здоровья, возрастает самооценка.