Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"математические сказки, как способ освоения математики в детском саду" | Иванова Вера Владимировна. Работа №342739

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у детей  дошкольного возраста очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Таким методом являться математические сказки.

Освоение детьми математических понятий происходит непроизвольно.

Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность ребенка: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее.

«Математические сказки, как способ освоения

и закрепления знаний в детском саду»

.

Прежде чем давать знания надо, 
научить думать, воспринимать, наблюдать. 
В. Сухомлинский 

 

Слайд 2

Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Таким методом являться математические сказки.

Освоение детьми математических понятий происходит непроизвольно.

Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность ребенка: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее.

 

Слайд 3

 

В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка»,«Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.).

Какие по вашему мнению сказки содержат математические представления?

(«Два жадных медвежонка»,«Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.).

 

Слайд 4

«РЕПКА»

Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления: один, много, два, три персонажа и т. д.

 

Слайд 5

 

«ТЕРЕМОК»

Поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.

 

Слайд 6

 

«КОЛОБОК»

Можно применять для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Закрепляются представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того,дети начинают понимать: считать можно любые предметы.Можно задать следующие вопросы«Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».

Как разделить колобок на всех поровну? Моделирование сказки из геометрических фигур. 

 

Слайд 7

 

«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Можно составить следующие задания: сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

 

Слайд 8

 

Включение сюжетов сказок в НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.

На НОД по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом.

Перед проведением занятий провожу предварительную работу с детьми: в ходе подготовки к занятиям перечитываю сказки детям, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием, стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

На НОД по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом.

 

Предлагаю вашему вниманию математическую сказку «колобок» для детей подготовительной группы. СЛАЙДЫ

 

В заданиях можно использовать логические блоки Дьенеша

 

Для начала нужно познакомить детей с ними. Выложите перед детьми набор и дайте им возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например

,

желтую фигуру). Затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

 

 

Упражнения:

По какой сказке были задания???

 

В результате работы по развитию у детей математических представлений посредством сказки, можно сделать следующие выводы:

• сказка положительно влияет на развитие математических способностей;

• комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;

• с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;

• сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×