"математические сказки, как способ освоения математики в детском саду" | Иванова Вера Владимировна. Работа №342739
Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Таким методом являться математические сказки.
Освоение детьми математических понятий происходит непроизвольно.
Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность ребенка: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее.
«Математические сказки, как способ освоения
и закрепления знаний в детском саду»
.
Прежде чем давать знания надо,
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Слайд 2
Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Таким методом являться математические сказки.
Освоение детьми математических понятий происходит непроизвольно.
Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность ребенка: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее.
Слайд 3
В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка»,«Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.).
Какие по вашему мнению сказки содержат математические представления?
(«Два жадных медвежонка»,«Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.).
Слайд 4
«РЕПКА»
Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления: один, много, два, три персонажа и т. д.
Слайд 5
«ТЕРЕМОК»
Поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.
Слайд 6
«КОЛОБОК»
Можно применять для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.
Закрепляются представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того,дети начинают понимать: считать можно любые предметы.Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».
Как разделить колобок на всех поровну? Моделирование сказки из геометрических фигур.
Слайд 7
«ТРИ МЕДВЕДЯ»
Можно составить следующие задания: сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.
Слайд 8
Включение сюжетов сказок в НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
На НОД по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом.
Перед проведением занятий провожу предварительную работу с детьми: в ходе подготовки к занятиям перечитываю сказки детям, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием, стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
На НОД по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом.
Предлагаю вашему вниманию математическую сказку «колобок» для детей подготовительной группы. СЛАЙДЫ
В заданиях можно использовать логические блоки Дьенеша
Для начала нужно познакомить детей с ними. Выложите перед детьми набор и дайте им возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например
,
желтую фигуру). Затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
Упражнения:
По какой сказке были задания???
В результате работы по развитию у детей математических представлений посредством сказки, можно сделать следующие выводы:
• сказка положительно влияет на развитие математических способностей;
• комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;
• с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;
• сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.