Математика в повседневной жизни: как развивать у малышей числовые представления через игру | Рахмангулова Ирина Ринатовна. Работа №351006
Аннотация. В статье рассматривается важность развития числовых представлений у детей младшей группы через игровые методы. Особое внимание уделяется роли математики в повседневной жизни ребенка, когда числовые навыки формируются в процессе повседневной деятельности и игры. Описаны основные способы и формы работы, которые помогают воспитателю эффективно развивать у малышей умение считать, различать количество объектов и осознавать основные математические понятия. Приведены примеры игр, направленных на развитие числовых представлений, а также рекомендации по организации образовательного процесса.
Ключевые слова: математика в повседневной жизни, младшая группа, числовые представления, игра, развитие, воспитатель, игры для детей, математическое развитие.
МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: КАК РАЗВИВАТЬ У МАЛЫШЕЙ ЧИСЛОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Рахмангулова Ирина Ринатовна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №15, Республика Башкортостан, г. Уфа
Аннотация. В статье рассматривается важность развития числовых представлений у детей младшей группы через игровые методы. Особое внимание уделяется роли математики в повседневной жизни ребенка, когда числовые навыки формируются в процессе повседневной деятельности и игры. Описаны основные способы и формы работы, которые помогают воспитателю эффективно развивать у малышей умение считать, различать количество объектов и осознавать основные математические понятия. Приведены примеры игр, направленных на развитие числовых представлений, а также рекомендации по организации образовательного процесса.
Ключевые слова: математика в повседневной жизни, младшая группа, числовые представления, игра, развитие, воспитатель, игры для детей, математическое развитие.
Развитие математических представлений у детей младшей группы является неотъемлемой частью дошкольного образования. В этом возрасте формируется основа для дальнейшего освоения более сложных математических понятий. Однако обучение математике у малышей не должно быть скучным и абстрактным. Лучший способ научить детей считать, различать числа и осознавать математические понятия — это использование игр и элементов повседневной жизни. Игровая форма обучения позволяет малышу не только запомнить числа, но и научиться применять их в реальных ситуациях.
1. Математика и повседневная жизнь ребенка
Математика для малышей — это не только цифры и абстрактные действия с ними. Математические представления формируются через наблюдения и участие в повседневных занятиях, таких как приготовление пищи, уборка, игры с игрушками. Ребенок начинает осознавать количество предметов в окружающем его мире, различать форму и величину предметов, а также понимать понятия «много», «мало», «один», «несколько». Эти основы являются фундаментом для более сложных математических понятий в будущем.
Важным аспектом является то, что для детей младшего дошкольного возраста математика должна быть не только развивающим занятием, но и частью их жизненного опыта. Счёт, умение разделять объекты на группы, определять их количество — всё это может быть органично включено в игру, что превращает обучение в увлекательный процесс.
2. Роль игры в развитии числовых представлений
Игра — это основной способ познания мира для детей младшей группы. В играх дети не только получают новые знания, но и учат навыки взаимодействия с окружающими предметами и людьми. Использование игры в обучении математике позволяет детям младшего возраста не только практиковаться в счетах, но и формировать важные навыки, такие как внимание, память, мышление и воображение.
Игры с числами и счётом развивают у детей навыки различия и соотношения количества, а также учат их логически мыслить. Это может быть как самостоятельная игра, так и игровая деятельность с участием воспитателя, который направляет и корректирует действия ребенка.
Примером таких игр могут служить игры с кубиками, мозаикой, набором для сортировки, а также любые виды манипуляций с предметами, когда ребенок получает возможность сосчитать, сравнить, распределить предметы по количеству.
3. Игры, развивающие числовые представления у детей младшей группы
Для малышей важно, чтобы игры были простыми и понятными. Основной задачей является не столько овладение сложными математическими операциями, сколько формирование у ребенка первоначальных представлений о числе, количестве и последовательности. Вот несколько видов игр, которые помогут развивать числовые представления:
1. Игры с мячом или другими предметами.
Дети могут играть в игры, где им нужно передавать мяч определенному числу раз. Например, воспитатель говорит: «Покидай мяч 3 раза!» или «Покидай мяч по очереди всем друзьям!». Эта игра помогает ребенку освоить счет, а также развивает его физическую активность и координацию.
2. Игра «Считаем игрушки».
Воспитатель кладет перед детьми несколько игрушек и предлагает посчитать их. Дети могут по очереди называть количество игрушек, а воспитатель может помочь и подсказать, если дети путаются в цифрах. Важно, чтобы малыш не просто называл числа, но и осознавал, что они означают количество предметов.
3. Сортировка по цвету, размеру и количеству.
Для развития первых математических представлений полезно организовывать игры с предметами, которые нужно сортировать по разным признакам. Например, ребенку предлагается отсортировать шары по цветам или сгруппировать предметы по количеству (один, два, три и так далее). Такая игра помогает малышу различать не только количество, но и другие важные характеристики предметов.
4. Игры с песочницей.
В песочнице можно играть в игры, связанные с количеством, объёмом и размером. Например, «Построим 2 башни» или «Насыпь в ведро 3 ложки песка». В таких играх дети могут на практике применить свои числовые знания и осознать, как работают цифры в реальной жизни.
5. Песенки и стишки с числами.
Часто в занятиях с детьми младшей группы можно использовать песенки и стишки, в которых звучат числа. Воспитатель может предложить детям петь песни или читать стихи, где необходимо отсчитывать количество предметов, персонажей и т.д. Это помогает детям легче запомнить числа и научиться считать.
4. Роль воспитателя в организации математической игры
Роль воспитателя в этом процессе велика, поскольку именно он является проводником в мир математики для малышей. Важно, чтобы воспитатель умел правильно организовать игровые занятия, направлять детей и помогать им осознавать математические понятия через игру.
Во время игры воспитатель должен:
Побуждать детей к активному взаимодействию с предметами, стимулировать их к действию (считать, делить на группы, определять количество);
Поощрять самостоятельность, но и направлять, если ребенок сталкивается с трудностью;
Создавать игровую атмосферу, которая будет вдохновлять детей на участие в процессе и на освоение числовых понятий.
Также воспитателю важно сочетать игровую деятельность с другими видами работы, например, с музыкальными занятиями, рисованием или конструированием, где также можно использовать математические элементы (счёт, сортировка, сравнение и так далее).
Развитие числовых представлений у детей младшей группы через игру является важной частью их общего развития. Математика, став частью повседневной жизни ребенка, превращается в увлекательный и понятный процесс. Игра же становится важнейшим инструментом, который помогает ребенку освоить основные математические понятия и развить умение применять их в реальных ситуациях. Воспитатель, используя разнообразные игровые методики, помогает ребенку не только научиться считать, но и научиться воспринимать мир через призму математики.
Список литературы
Бурханов К. Т.,
Шукруулова
М. А. Роль дидактических игр на развитие мышления элементарных математических представле
ний у детей дошкольного возраста // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). 2020. №2 (2).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-na-razviti
e-myshleniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Исаева-А
хмедова З. З. Особенности обучения математике в детском саду // Обучение и воспитание: методики и практика.
2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osob
ennosti-obucheniya-matematike-v-detskom-sadu
Тихомирова Татьяна Николаевна,
Хуснутдинова
Эльза
Камилевна
, Малых Сергей Борисович Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике // СПЖ. 2019.
№73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-harakteri
stiki-mladshih-shkolnikov-s-razlichnym-urovnem-uspevaemosti-po-matematike