Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Математика вокруг нас: практическое применение знаний в реальной жизни | Педина Наталья Николаевна. Работа №349495

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья раскрывает возможности применения математических знаний в повседневной жизни и роль учителя в формировании у учеников навыков, позволяющих использовать математику для решения реальных задач. Рассматриваются практические примеры, подходы и советы для учителей по вовлечению учеников в исследование повседневных ситуаций, требующих математических расчетов и анализа. Такой подход помогает учащимся видеть ценность математики и применять её для повышения качества своей жизни.

Ключевые слова: практическая математика, повседневные задачи, прикладное знание, навыки анализа, учебный процесс, проектные задания, математика в жизни.

Математика вокруг нас: практическое применение знаний в реальной жизни

 

Педина Наталья Николаевна, учитель математика

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. Статья раскрывает возможности применения математических знаний в повседневной жизни и роль учителя в формировании у учеников навыков, позволяющих использовать математику для решения реальных задач. Рассматриваются практические примеры, подходы и советы для учителей по вовлечению учеников в исследование повседневных ситуаций, требующих математических расчетов и анализа. Такой подход помогает учащимся видеть ценность математики и применять её для повышения качества своей жизни.

Ключевые слова: практическая математика, повседневные задачи, прикладное знание, навыки анализа, учебный процесс, проектные задания, математика в жизни.

 

Современное образование все больше акцентирует внимание на том, чтобы ученики могли применять знания на практике. Математика, как предмет, имеет огромный потенциал для того, чтобы стать для школьников не только учебным занятием, но и инструментом, который они смогут использовать в повседневной жизни. Это требует от учителя не только владения предметом, но и умения объяснить его прикладное значение. Основная задача здесь – помочь ученикам увидеть, что математические знания могут быть полезны во многих аспектах жизни: от финансового планирования до анализа данных и принятия решений.

Пожалуй, наиболее очевидное и близкое к ученикам практическое применение математики – это финансовая грамотность. Учителю математики важно акцентировать внимание на таких темах, как проценты, кредиты, бюджетирование, понятие инфляции и изменение цен. Например, при изучении процентов можно предложить ученикам рассчитать, сколько они смогут накопить за год, если будут откладывать определённую сумму каждый месяц под разные процентные ставки. Или рассмотреть задачу, где требуется рассчитать переплату по кредиту при разных условиях займа. Такие задания не только развивают навыки вычислений, но и позволяют увидеть, как выбор решений влияет на финансовое положение.

Следующий аспект – планирование и распределение ресурсов. На уроках математики можно применять задачи, связанные с реальными ситуациями: рассчитать расходы на питание на неделю для семьи из определенного количества человек, распределить бюджет на покупку товаров или рассчитать расходы на поездку, учитывая транспортные и прожиточные затраты. Например, задача может звучать так: «У семьи есть 5000 рублей на отдых в выходные. Сколько они смогут потратить на еду и развлечения, если на транспорт уйдет 1200 рублей?» Эти примеры не только помогают ученикам освоить базовые математические операции, но и учат планировать и рассчитывать.

Также математика играет большую роль в таких сферах, как спорт и здоровье. При изучении темы «Проценты и пропорции» можно предложить задачи, связанные с расчетом индекса массы тела, расчета сожженных калорий или достижения спортивных целей. Например, можно задать вопрос: «Если ты хочешь сбросить 2 кг, как долго нужно тренироваться, если одна тренировка сжигает 300 калорий?». Такой подход интересен ученикам, так как затрагивает темы, актуальные для них, и помогает понять, как математика может поддерживать здоровье и спорт.

Математика необходима также в науке и технике. На уроках математики можно рассматривать задачи, связанные с физическими величинами и их зависимостями. Например, при изучении пропорций и линейных уравнений можно предложить задачу по расчету времени, необходимого для заполнения резервуара водой или определения времени движения объекта с известной скоростью. Пример задачи: «На заводе идет наполнение бака объемом 500 литров со скоростью 20 литров в минуту. Сколько времени потребуется, чтобы наполнить его полностью?» Такие задачи помогают ученикам видеть связи между математикой и окружающим миром.

Кроме того, математика помогает в оценке вероятностей и принятии решений. Темы, связанные с вероятностью, можно объяснить через примеры, знакомые ученикам: вероятность выиграть в лотерею, дождя в определенный день или успеха в спортивной игре. Задания могут быть такими: «Какая вероятность того, что при случайном выборе из мешка с 4 красными и 6 синими шарами выпадет красный?» или «Если вероятность дождя завтра – 70%, стоит ли брать с собой зонт?». Эти задачи развивают умение рассуждать и анализировать данные, что важно для принятия обоснованных решений.

Проектные задания и мини-исследования также позволяют ученикам глубже понять, как математика влияет на повседневную жизнь. Например, учитель может предложить провести исследование на тему: «Сколько воды расходует семья за месяц? Какую сумму можно сэкономить, если сократить потребление воды на 15%?». Это требует навыков сбора данных, выполнения расчетов, анализа результатов и формулирования выводов. Ученики не только решают математические задачи, но и учатся мыслить критически и видеть связи между теоретическими и практическими знаниями.

Еще одним полезным направлением являются задания, связанные с измерениями и геометрией. В быту знания о площади, объеме и периметре применяются для многих повседневных задач. Например, при ремонте комнаты ученикам может понадобиться рассчитать площадь стен для покраски или площадь пола для укладки ламината. Учитель может задать задачу: «Если площадь комнаты – 12 кв. м, сколько литров краски потребуется, если 1 литра хватает на 6 кв. м?» Такие задачи учат не только работать с цифрами, но и понимать, как связаны математические величины.

Интересный и полезный способ сделать уроки математики более увлекательными – это использовать задачи, в которых рассматриваются реальные события или знаменитые математические парадоксы. Например, задача о пути торговца, когда необходимо минимизировать путь между несколькими городами, помогает освоить оптимизацию и понять, как математика помогает решать задачи логистики. Учитель может задать задачу, в которой ученикам нужно найти кратчайший маршрут между несколькими точками на карте, чтобы минимизировать расстояние. Это не только развивает математическое мышление, но и делает предмет интереснее и более прикладным.

Таким образом, математика становится неотъемлемой частью повседневной жизни, когда мы учимся применять её для решения реальных задач. Для учителя важно помочь ученикам увидеть практическую ценность математики, используя различные примеры и задачи, которые они могут встретить в повседневности. Развитие таких прикладных навыков способствует формированию уверенности в своих математических способностях, повышает интерес к предмету и помогает ученикам быть более подготовленными к взрослой жизни.

 

 

Список литературы

Гелдимырадов

Г.

,

Мырадов

Р.

, Атаев

А.

П

рименение математики в реальной жизни

// CETERIS PARIBUS. 2023.

№3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-matematiki-v-realnoy-zhizni

Калякина Е. А., Солощенко М. Ю. Проблема формирования и развития математической грамотности / Журнал E-

Scio

, Психолого-педагогические науки 2023. – 7 с.

Пираева

, Г. Э. Формирование умения использовать математические знания для решения задач в повседневной жизни / Г.Э.

Пираева

// Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике: сб. матер. науч.-практ.

конф

. –

Ростов

-на-Дону: Издательство Манускрипт, 2023. – С. 123-125.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×