Междисциплинарные связи в преподавании химии и их роль в профессиональной подготовке студентов судостроительного колледжа | Зиненко Екатерина Юрьевна. Работа №349026
Аннотация: В статье раскрыта значимость междисциплинарных связей в преподавании химии для студентов судостроительного колледжа. Рассмотрены основные подходы к интеграции химических знаний с дисциплинами, связанными с судостроением, такими как материаловедение, физика, механика и экология. Показано, что междисциплинарный подход позволяет будущим специалистам эффективно применять химические знания в профессиональной деятельности, способствует развитию инженерного мышления и формированию экологической ответственности.
Ключевые слова: междисциплинарные связи, химия, судостроение, профессиональная подготовка, инженерное мышление, экология, материаловедение.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Зиненко Екатерина Юрьевна, преподаватель
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский судостроительный колледж»
Аннотация: В статье раскрыта значимость междисциплинарных связей в преподавании химии для студентов судостроительного колледжа. Рассмотрены основные подходы к интеграции химических знаний с дисциплинами, связанными с судостроением, такими как материаловедение, физика, механика и экология. Показано, что междисциплинарный подход позволяет будущим специалистам эффективно применять химические знания в профессиональной деятельности, способствует развитию инженерного мышления и формированию экологической ответственности.
Ключевые слова: междисциплинарные связи, химия, судостроение, профессиональная подготовка, инженерное мышление, экология, материаловедение.
В современном образовании высоких результатов можно достичь, применяя междисциплинарный подход, когда знания из разных предметных областей интегрируются в единое учебное пространство. Для студентов судостроительного колледжа, которые осваивают комплексную и технически сложную специальность, междисциплинарные связи в преподавании химии играют важную роль. Химия не только позволяет понять свойства материалов и процессы, происходящие в производстве и эксплуатации судов, но и формирует инженерное мышление, основанное на точных и фундаментальных знаниях.
Профессиональная подготовка судостроителей включает обширный круг дисциплин, таких как физика, материаловедение, механика, экология и безопасность труда, и химия в этом списке занимает одно из ключевых мест. Умение грамотно использовать химические знания при работе с материалами, защитными покрытиями и эксплуатационными средами напрямую влияет на качество и долговечность судов, их экологическую и эксплуатационную безопасность. Задача преподавателя химии в этой связи — сделать знания максимально практикоориентированными и привязать их к будущей профессиональной деятельности студентов, используя междисциплинарные связи.
Для студентов, занимающихся судостроением, особенно важна интеграция химии с материаловедением. Химия предоставляет фундаментальные знания о составе, структуре и свойствах веществ, из которых изготавливаются судовые материалы, такие как металлы и сплавы. Например, в процессе изучения металлов в курсе химии студенты могут познакомиться с процессами коррозии и методами её предотвращения. Изучение вопросов химической стойкости материалов, выбор подходящих защитных покрытий и технологий обработки поверхностей позволяет студентам понимать, как продлить срок службы судов и снизить затраты на их обслуживание. Таким образом, междисциплинарные связи позволяют не только усвоить химическую теорию, но и применить её для решения реальных задач судостроения.
Помимо материаловедения, химия тесно связана с физикой, что также находит свое отражение в профессиональной подготовке. Например, разделы химической термодинамики и электрохимии помогают студентам глубже понять процессы, связанные с энергетикой и электрофизическими свойствами материалов, что важно для проектирования судовых двигательных систем и электрооборудования. Понимание тепловых процессов и взаимодействий между материалами позволяет создавать энергетически эффективные и экологически безопасные суда. Применение химии в этой области способствует развитию у студентов инженерного мышления, способного охватить и объединить знания из разных областей.
Особую роль в подготовке студентов судостроительного колледжа играют вопросы экологии, которые все чаще интегрируются в учебные программы по химии. Понимание экологических аспектов судостроения, таких как выбор экологически безопасных материалов и технологий утилизации, становится обязательным требованием к современным специалистам. В рамках химического курса важно затронуть вопросы о влиянии химических выбросов и загрязнений на окружающую среду, о химических способах очистки воды и воздуха, а также о технологиях, направленных на снижение экологического следа судов. Такая экологическая составляющая делает студентов не только квалифицированными специалистами, но и ответственными гражданами, понимающими важность сохранения природы и рационального использования ресурсов.
Качество и долговечность судов во многом зависят от использования различных защитных покрытий, предотвращающих коррозию и биоповреждения судовых конструкций. В этом вопросе также необходимы междисциплинарные связи химии с технологией судостроения. Преподаватели могут объяснить студентам, как применяются знания о химическом составе и реакциях для выбора эффективных антикоррозийных и биоцидных покрытий, которые продлевают срок службы судов. Знание химических процессов, таких как окисление, восстановление и катализ, помогает студентам осознанно подбирать защитные средства и технологии нанесения покрытий, что играет значительную роль в их профессиональной компетенции.
Разработка практических заданий, которые требуют применения междисциплинарных знаний, способствует закреплению материала и помогает студентам увидеть реальную ценность изучаемых понятий. Например, практическое задание на выбор материалов и покрытий для конкретного типа судна, учитывая химические, физические и экологические аспекты, позволяет студентам интегрировать знания из разных областей и сделать обоснованные выводы. Такие задания развивают у студентов умение применять теорию на практике, что особенно важно для успешной работы в условиях судостроительного производства.
Междисциплинарные связи в обучении химии также способствуют развитию проектной деятельности, которая становится одним из ключевых направлений подготовки специалистов. Совместные проекты, например, по разработке экологичных судовых материалов или созданию моделей защиты от коррозии, дают студентам возможность работать в команде, делиться знаниями и применять полученные теоретические знания на практике. Проектная деятельность позволяет студентам глубже осознать взаимосвязи между химией, физикой, экологией и материалами, что формирует системное мышление и готовит их к профессиональной деятельности.
Важным аспектом междисциплинарного подхода является также повышение мотивации студентов. Когда учащиеся видят, что химия тесно связана с их будущей профессией и напрямую влияет на эффективность и безопасность судостроения, они начинают относиться к предмету с большим интересом и пониманием. Преподавателю важно показать студентам, что знания по химии не являются чем-то оторванным от их специальности, а наоборот, помогают решать конкретные задачи судостроения. Повышение интереса к химии ведет к улучшению успеваемости и глубине понимания материала.
Таким образом, междисциплинарные связи в преподавании химии для студентов судостроительного колледжа играют значительную роль в их профессиональной подготовке. Химия, интегрированная с другими техническими дисциплинами, позволяет студентам глубже понять особенности материалов и процессов, используемых в судостроении, подготовиться к работе в условиях производства и осознать важность экологически ответственного подхода. Междисциплинарный подход помогает формировать инженерное мышление, умение решать сложные задачи и подходить к своей работе ответственно, что является основой для высококвалифицированного и успешного специалиста.
Список литературы
Камалеева
А
.
Р
.
,
Грузкова
С
.
Ю
.
,
Шигапова
Н
.
В
.
Новый взгляд на оценку качества естественнонаучной и профессиональной подготовки студентов организаций среднего профессионального образования //
Russian
Journal
of
Education
and
Psychology
. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-otsenku-kachestva-estestvennonauchnoy-i-professionalnoy-podgotovki-studentov-organizatsiy-srednego-professionalnogo (дата обращения: 28.10.2024).
Куль, Т. Н. Междисциплинарная интеграция химии со
спецпредметами
в системе начального и среднего профессионального образования / Т. Н. Куль. —
Текст :
непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV
Междунар
. науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-
Петербург :
Заневская
площадь, 2014. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4824/ (дата обращения: 28.10.2024).
Шестакова
Л.Г.
,
Сурсякова
О.В.
Интегрированные уроки "математика и химия" в среднем профессиональном образовании // ФМО. 2018. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye-uroki-matematika-i-himiya-v-srednem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 28.10.2024).