Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Междисциплинарный подход в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития | Точка Галина Евгеньевна. Работа №345624

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается междисциплинарный подход в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Описаны методы взаимодействия специалистов различных профилей для создания комплексной программы коррекционной работы. Приведены примеры координированного подхода к развитию когнитивных, физических и социальных навыков детей с ТМНР, направленного на их успешную социализацию и адаптацию.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, дети с ТМНР, коррекционная работа, социализация, адаптация, специалисты, комплексное развитие.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Точка Галина Евгеньевна, учитель-дефектолог

КГБОУ «Ачинская школа №3» гчинск

 

Аннотация. В статье рассматривается междисциплинарный подход в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Описаны методы взаимодействия специалистов различных профилей для создания комплексной программы коррекционной работы. Приведены примеры координированного подхода к развитию когнитивных, физических и социальных навыков детей с ТМНР, направленного на их успешную социализацию и адаптацию.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, дети с ТМНР, коррекционная работа, социализация, адаптация, специалисты, комплексное развитие.

 

Работа с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР), требует координированного междисциплинарного подхода, в рамках которого специалисты разных областей — дефектологи, логопеды, психологи, физиотерапевты, врачи и социальные педагоги — объединяют свои усилия для создания комплексной программы обучения и реабилитации. Основной целью этого подхода является всестороннее развитие ребёнка, включая когнитивные, физические и социальные аспекты, что способствует его интеграции в общество и повышению качества жизни.

Одним из ключевых элементов междисциплинарного подхода является тесное взаимодействие специалистов, которые работают над единым планом коррекционной работы. Каждый из них вносит свой вклад в процесс реабилитации, обеспечивая необходимую поддержку в рамках своей компетенции. Например, дефектолог разрабатывает программу обучения с учётом когнитивных особенностей ребёнка, логопед работает над развитием речи и коммуникации, а физиотерапевт — над физическим развитием и двигательной активностью. Этот подход позволяет учитывать все аспекты развития ребёнка и предлагать ему комплексную помощь.

Физиотерапия и двигательная активность являются важными компонентами междисциплинарного подхода в работе с детьми с ТМНР. Многие дети с тяжёлыми нарушениями развития сталкиваются с проблемами двигательной активности, которые могут быть вызваны неврологическими расстройствами или физическими ограничениями. Специалисты по физиотерапии помогают детям развивать координацию движений, укреплять мышцы и улучшать общее физическое состояние через регулярные упражнения и терапевтические занятия. Например, применение лечебной физкультуры или специальных тренажёров способствует улучшению двигательных навыков, что в свою очередь помогает ребёнку лучше справляться с повседневными задачами.

Логопедическая работа является не менее важной частью комплексного подхода, поскольку многие дети с ТМНР имеют нарушения речи и коммуникации. Логопеды работают над развитием невербальных и вербальных форм общения, помогают детям лучше выражать свои мысли и эмоции через различные методы. Например, использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации (AAC), таких как коммуникативные доски или специальные устройства, позволяет детям с ограниченными возможностями общения лучше взаимодействовать с окружающими и развивать свои коммуникативные навыки.

Психологи играют важную роль в междисциплинарной работе, помогая детям с ТМНР справляться с эмоциональными и поведенческими трудностями. Психологическая поддержка включает работу над снижением уровня тревожности, развитием эмоциональной устойчивости и социальной адаптацией детей. Например, психолог может использовать методы арт-терапии, музыкотерапии или песочной терапии для того, чтобы помочь детям выразить свои чувства и научиться справляться с эмоциональными нагрузками. Такие методы позволяют улучшить эмоциональное состояние детей, способствуют их социализации и повышают уровень уверенности в себе.

Социальные педагоги помогают детям с ТМНР развивать социальные навыки и готовить их к взаимодействию с окружающими. Важной частью работы социального педагога является обучение детей навыкам самообслуживания, которые необходимы для их повседневной жизни. Например, социальный педагог может разрабатывать программы обучения, направленные на развитие базовых навыков самообслуживания, таких как умение одеваться, принимать пищу, убирать свои вещи. Эти навыки помогают детям с ТМНР стать более независимыми и лучше адаптироваться к жизни в социуме.

Важным аспектом междисциплинарного подхода является регулярное обсуждение и координация работы специалистов. Все специалисты должны тесно сотрудничать, делиться своими наблюдениями и корректировать программу коррекции в зависимости от прогресса ребёнка. Например, на регулярных встречах команда специалистов может обсуждать успехи и трудности ребёнка, совместно принимать решения о необходимости изменения или усиления тех или иных аспектов работы. Такой подход позволяет создать максимально индивидуализированную и эффективную программу развития.

В заключение можно отметить, что междисциплинарный подход в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития является необходимым для обеспечения комплексного и целенаправленного подхода к их обучению и реабилитации. Координация работы различных специалистов позволяет учитывать все аспекты развития ребёнка и обеспечивать ему всестороннюю помощь. Это не только способствует улучшению когнитивных, физических и социальных навыков ребёнка, но и повышает его качество жизни, помогая ему адаптироваться к окружающему миру и развивать самостоятельность.

 

Список литературы

1. Жигорева М.В. Современный взгляд на реализацию междисциплинарного подхода в логопедической работе//Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы всероссийской конференции с международным участием 22 апреля 2016 года.-Москва.-ЛОГОМАГ.2016.-190. С.77-80.

2. Кузьминова С.А., Жигорева М.В., Пантелеева Л.А. Реализация междисциплинарных связей в образовательном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья//Стандарты и мониторинг в образовании, Том 3, №2, 2015,С.22-25.

3. Петровичева, Ю. Ю. Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства / Ю. Ю. Петровичева, Л. Р. Солдатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 22-24.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×