Межличностные конфликты в младшем школьном возрасте | Осинцева Ксения Алекссеевна. Работа №289069
Автор: Осинцева Ксения Алекссеевна
Цели: дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях; ввести в обиход детей понятие «тайм-аут», воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.
Эту внеурочную работу с детьми нужно проводить один раз в неделю, для того чтобы дети научились выходить из конфликтной ситуации не прибегая силы.
Подобные ситуции разобрать прямо на занятии , чтобы дети смогли увидеть поступки других людей со стороны,для того чтобы их потом анализировать! а потом разобрать ситуации, котрые происходили с ними.
Разделы: Внеклассная работа
Класс: 2
Тема занятия: «Можно и не ссорится» (2 класс).
Направление работы: этическая грамматика.
Место занятия по данной теме: занятие из раздела «Умение общаться».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель – создать условия для формирования умения сдерживать негативные эмоции.
Задачи:
Образовательные
:
обеспечить усвоение нового материала;
рассмотреть приемлемые способы снятия эмоционального раздражения;
способствовать формированию умения применять на практике полученные теоретические знания.
Развивающие
:
развивать способность внешнего проявления своих эмоций (мимика, жесты) и умение распознавать их у других;
развитие и коррекция речи при разыгрывании ситуаций, через проводимую словарную работу;
коррекция и развитие внимания, наглядно-образного, словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.
Воспитательные
:
воспитывать нравственные качества путём организации взаимопомощи, обсуждения качеств, используемых на занятии;
воспитывать в детях внимательное отношение к своим сверстникам и окружающим их людям.
Практические задачи:
дать представление о
саморегуляции
в критических ситуациях;
учить детей анализировать ситуации.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения: раздаточный материал, наглядность (тексты ситуаций, ребусы), мягкие игрушки, мультимедийное оборудование.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Создание положительного настроя на занятие и проверка готовности.
Игра «Эхо»
Все играющие сидят на своих местах. Первый ребёнок называет своё имя, прохлопывая его в ладоши. Его сосед повторяет за ним. Потом это имя прохлопывают все дети. Затем своё имя прохлопывает второй ученик, а все снова повторяют, пока все по очереди не назовут и не прохлопают свои имена.
– Молодцы, никого не забыли.
II. Мобилизирующий этап
На партах розданы иллюстрации к стихотворению «Волчонок». (Приложение 2. Слайд 2)
– Ребята, рассмотрите, пожалуйста, ваши картинки.
– Кто на них изображён? Давайте им дадим имена. (Например, заяц Степашка, зайчиха Анюта, котёнок Тишка, волчонок Даня)
– Что произошло у зверей? (Ссора)
– Как вы это поняли?
– Да, правильно. А как вы думаете, какие чувства испытывают два зайчонка и котёнок? Чтобы разобраться в этом я приготовила для вас вот такие таблички, на которых написаны разные чувства. Давайте их прочитаем. (Приложение 2. Слайд 3)
Радость, горе, разочарование, веселье, обида, печаль, удовольствие.
– Так какие же чувства испытывают Анюта, Степашка и Тишка?
– Вы правильно сказали. Это хорошие чувства? Вам самим нравится быть обиженными, разочарованными, печальными?
– Можно было Дане, Анюте, Степашке и Тишке не ссориться, а играть всем вместе?
– Какие бы испытывали они чувства, играя вместе?
– А вы ссоритесь со своими друзьями?
– В чём причина ваших ссор?
– Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки?
– Как вы думаете, нужно ли этому учиться? (Нужно)
– Вот этим мы и займёмся на нашем занятии.
– Тема нашего занятия «Можно и не ссориться» (Приложение 2. Слайд 1)
III. Знакомство с новым материалом
Разыгрывание ситуаций.
– У меня на столе лежат мягкие игрушки. Используя их, разыграйте ситуацию и придумайте её окончание. (Класс делится на группы и каждая получает своё задание)
Ситуация 1.
Мишка сделал крышу домика из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел её. Проснулся Миша, а зайка крышу доедает… (придумайте окончание и доиграйте сами)
Ситуация 2.
Подарил ёжик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос…(придумайте окончание и доиграйте сами)
Ситуация 3.
Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ёжик и облили его водой, а ёжик… (придумайте окончание и доиграйте сами)
После каждой ситуации разбор:
– Правильно поступил мишка (лисичка, ёжик)?
– А ещё как можно было поступить?
– Вот видите, вы можете сдерживать свои негативные импульсы (плохие эмоции). Постарайтесь и в реальной жизни не забывать про это умение.
– Помните, что в критической ситуации (в момент ссоры) нужно остановиться хотя бы на несколько секунд, т.е. взять ТАЙМ-АУТ, чтобы за эти секунды вы смогли подумать о ваших дальнейших действиях, а не бросаться сразу в драку.
– Знаете ли вы что такое «тайм аут»?
Словарная работа:
– Прочитайте слово (тайм аут)
– Закройте глаза и повторите его про себя.
– Как вы думаете, что означает это слово? (Это небольшой по времени перерыв для того, чтобы человек мог снять напряжение, собраться с силами.)
– Понятие «тайм аут» часто используют в спорте. Например, в баскетболе.
Тренер команды «Ласточка» взял минутный тайм аут.
– Теперь вы попробуйте составить своё предложение со словом «таймаут».
– Так что же такое «тайм аут»?
– Молодцы! Устали? Давайте поиграем.
IV. Физкультминутка
Упражнение «Давайте жить дружно» (Приложение 2. Слайд 4)
– Повернитесь друг к другу лицом. По моей команде одновременно (не договариваясь), вы должны «выкинуть» один, два или три пальца.
Если вы «выкинули» один палец, то смотрите друг другу в глаза,
если два пальца, то пожимаете друг другу руки,
а если три пальца, то обнимаетесь.
Выполнив три задания в паре, вы поворачиваетесь к своим соседям, и все задания повторяются.
Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
Разгадывание ребусов
– Ребята, скажите-ка мне, что ещё может помочь избежать ссоры? Знаете?
– А я вам помогу с помощью ребусов. (Приложение 2. Слайд 5)
– Правильно, смех, шутка, юмор. Именно они ваши первые помощники в сложной ситуации. А ещё, чтобы не ссориться, можно каждому немножечко в чём-нибудь уступить товарищу. Например, если ссора произошла из-за понравившейся обоим ребятам игрушки. Можно договориться, что сейчас этой игрушкой играет один, а завтра или после обеда… играет другой. Или же можно…
(Работа с таблицей «Способы снятия эмоционального раздражения»). (Приложение 2. Слайд 6)
V. Закрепление нового материала
Упражнение «Пять добрых слов» (Приложение 2. Слайд 7)
Каждому ученику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на полученном рисунке написать своё имя. Затем изображение передают соседу, тот должен написать на одном из «пальчиков» ладошки что-то хорошее о человеке, нарисовавшем руку, и передать лист дальше. Каждый лист должен побывать у пятерых участников.
Обсуждение:
– Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своём рисунке?
– Вы знали о себе всё, что прочитали?
– Трудно написать достоинства других?
– Теперь я проверю, чему вы научились на нашем занятии. Покажите свои знания в игре. А я буду внимательно смотреть за вами, и оценивать, кто чему научился.
Игра «Воробьиные бои»
Дети выбирают себе пару и превращаются в драчливых «воробьёв» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадёт или уберёт руки с колен.
VI. Подведение итогов
Награждение грамотами за умение сдерживать свои отрицательные эмоции.