Межличностные конфликты в образовательной среде. | Денищич Нина Владимировна. Работа №328832
Межличностный конфликт - это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.
Межличностные конфликты формируются вследствие неприязненных отношений, психологической и культурной несовместимости индивидов, неадекватного поведения, голода, зависти, злости, давления, усталости, раздражения, неудовлетворённых амбиций, конкуренции и т.п., а также весьма специфических внутренних установок человека и неустойчивых ценностных ориентиров.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: ученик — ученик; ученик — учитель; учитель — учитель.
Статья
«Межличностные конфликты в образовательной среде.
Типология конфликта, причины возникновения»
Межличностный конфликт - это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.
Межличностные конфликты формируются вследствие неприязненных отношений, психологической и культурной несовместимости индивидов, неадекватного поведения, голода, зависти, злости, давления, усталости, раздражения, неудовлетворённых амбиций, конкуренции и т.п., а также весьма специфических внутренних установок человека и неустойчивых ценностных ориентиров.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: ученик — ученик; ученик — учитель; учитель — учитель.
Конфликт “ученик — ученик” Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.
Конфликт “ученик — учитель” Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика.
Конфликт “педагог — педагог” Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей: соперничество учителя; поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми; создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.
Конфликт "Учитель-Администратор" является распространенным и наиболее трудно преодолимым. Его специфические причины: недостаточно четкое разграничение между администраторами школы сферы управленческого влияния, часто приводящее к "двойному" подчинению педагога; жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований; перекладывание на учителя "чужих" обязанностей; незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя; неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития; частая смена руководства; недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога; нарушение принципов морального и материального стимулирования труда учителя; неравномерная загруженность учителей общественными поручениями; нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога; предвзятое отношение учителя к ученикам; систематическое занижение оценок; самовольное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.
Причины возникновения конфликтов в образовательном учреждении разнообразны. Иногда можно видеть сразу несколько причин, например, старт конфликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая. Педагог в своей профессиональной активности строит межличностные отношения не только с детьми, но и взрослыми (коллеги, администрация и др.).
Причинами возникновения межличностных конфликтов могут быть:
- "дележ общего объекта притязаний" (оспаривание материальных благ, лидирующего положения, признания славы, популярности, приоритета); ущемление чувства собственного достоинства; источником конфликта зачастую становится не подтверждение ролевых ожиданий;
- отсутствие интересного дела, перспектив, что усиливает неприязнь и маскирует эгоизм, нежелание считаться с товарищами, коллегами;
- предметно-деловые разногласия, с одной стороны, они нередко способствуют совместной деятельности, поиску возможных путей сближения точек зрения, но с другой - могут служить "камуфляжем", внешней оболочкой;
- расхождение норм общения и поведения; подобная причина может вызвать конфликты между личностью и группой, представителями различных этнических групп;
- относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом;
- несогласованность ценностей.
Но можно выделить специфические причины педагогических конфликтов:
- конфликты, связанные с организацией труда учителей;
- конфликты, возникающие из-за стиля руководства;
- конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.
Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников.