Межполушарное взаимодействие – основа | Галиева Розалия Ахатовна. Работа №318372
Методическое пособие
по развитию межполушарного взаимодействия у детей
Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
По определению одного из ведущих нейропсихологов нашей страны Е. Д. Хомской «межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов».
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Но у некоторых детей происходит неправильная обработка информации и у них возникают сложности в обучении: проблемы в письме, проблемы в устной речи, в запоминании информации, а также в целом восприятии учебной информации.
Общие рекомендации:
1. Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Каждый этап не ограничен по времени. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
3. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
4. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия – это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности. Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы. Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей.
1. Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук (Приложение 1)
2. Кинезиологические физминутки: «Ладонь, кулак, ребро», «Зайчик, колечко, цепочка», «Ухо, нос», «Дом, ежик, замок» и т.д
- И еще веселые упражнения для мозга…
- Гладим животик круговыми движениями одной рукой, другой рукой хлопаем по голове.
- Трем ладони друг о друга быстро и горячо.
- Одна рука показывает «дулю», другая – показывает «во!». Можно делать через хлопок.
- Пальцы в кулаке, на одной руке оттопырены мизинец и безымянный, а на другой – указательный и средний. Меняем.
- Большой палец соединяется с остальными по очереди – одновременно обе руки (от указательного к мизинцу и в обратном порядке). Потом одна рука начинает с указательного, другая с мизинца.
- Указательный правый соединен с большим левым, а большой правый с указательным левым. Перебираем пальцами – «плетем косички».
3. На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно.
4. Межполушарные тренажеры – приспособление, сделанное из дерева, на котором выточены два зеркально отраженных лабиринта с бегунками.
5. Упражнение «Зеркальное рисование» - описание: ребенку необходимо взять в обе руки фломастеры (карандаши, ручки, мелки) и одновременно на шаблоне раскрасить симметричные рисунки, дорисовать их, обвести по контору. Можно предложить ребенку нарисовать симметричные рисунки на песке, крупе или муке.
0f8ccff6e29bbf377a4cd72d69234c84.doc