Межполушарное взаимодействие и речь | Кучер Наталия Михайловна. Работа №308639
Нейропсихологи утверждают, что одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма, а как следствие, отставание по школьной программе, является нарушение межполушарного взаимодействия. В статье рассказываеттся, как распознать нарушение межполушарного взаимодействия, какие тесты можно провести дл диагностики, какая коррекционная работа требуется при нарушении межполушарного взаимодействия, приведены примеры специальных упражнений, которые будут полезны детям и взрослым, даже если с межполушарным взаимодействием все хорошо.
Межполушарное взаимодействие и речь.
Нейропсихологи утверждают, что одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма, а как следствие, отставание по школьной программе, является нарушение межполушарного взаимодействия.
Мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи! Многочисленные исследования показали, что у детей ведущим полушарием является правое, значит левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью.
Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.
Есть специальный тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Итак, на что стоит обратить внимание родителям?
— ребенок мало ползал или ползал больше задом, боком;
— если длительное время (до школы) не формируется доминантная рука (чаще правая),
— ребенок зеркалит, у него нет конвергенции глаз или уже есть астигматизм,
— ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель, у него бывают вспышки агрессии,
— нет произвольного внимания к первому классу,
— есть логопедические проблемы , например, несформированность фонематического слуха или ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем отличается курица от петуха и т.д.,
— с трудом запоминает стихи
Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарных взаимодействий. Сами по себе данные проблемы не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями. Хотя, надо отметить, что маленькие дети часто сами себя корректируют, например, много ползая и двигаясь в дошкольном детстве. К сожалению, в настоящее время двигательное развитие детей ущербно в силу отсутствия длительного этапа свободной спонтанной игры. К примеру, многие сейчас не играют в классики, резинку, казаков разбойников, да и просто в мяч, отдавая больше времени гаджетам или разнообразным кружкам (что само по себе нормально). Поэтому сейчас, дополнительное развитие межполушарных взаимодействий просто необходимо.
Как же можно помочь такому малышу?
Для начала, конечно, нужно обратиться к нейропсихологу для расширенной диагностики. Если все-таки проблема подтвердилась, нейропсихолог предложит коррекционную программу для формирования межполушарных взаимодействий и делать специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и развитие межполушарных связей.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполним несколько упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.
Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Класс – заяц»
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.