Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Межпредметные связи математики и информатики как средство активизации познавательной деятельности учащихся | Дашина Инна Валерьевна. Работа №352888. Номер работы: №352888

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена использованию межпредметных связей математики и информатики для активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Автор анализирует преимущества интеграции этих дисциплин, которые включают развитие логического мышления, навыков моделирования, работы с данными и алгоритмизации. Рассматриваются примеры заданий и проектов, объединяющих математические и информационные компетенции, а также практические рекомендации для учителей по реализации таких подходов.

Ключевые слова: математика, информатика, межпредметные связи, познавательная активность, алгоритмизация, моделирование, проектное обучение.

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Дашина Инна Валерьевна, учитель математики

МБОУ Мирновская В(С)Ш при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, сп. Мирный

 

Аннотация. Статья посвящена использованию межпредметных связей математики и информатики для активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Автор анализирует преимущества интеграции этих дисциплин, которые включают развитие логического мышления, навыков моделирования, работы с данными и алгоритмизации. Рассматриваются примеры заданий и проектов, объединяющих математические и информационные компетенции, а также практические рекомендации для учителей по реализации таких подходов.

Ключевые слова: математика, информатика, межпредметные связи, познавательная активность, алгоритмизация, моделирование, проектное обучение.

 

Современное образование требует от учащихся интеграции знаний из разных областей, что делает межпредметные связи важным компонентом учебного процесса. Математика и информатика тесно связаны: математические законы лежат в основе алгоритмов, программирования и обработки данных. Для учащихся вечерней школы, которые часто сталкиваются с нехваткой мотивации или разрывами в образовательной траектории, такие межпредметные подходы становятся эффективным инструментом повышения интереса и активности на уроках.

Значение межпредметных связей математики и информатики

Логическое и алгоритмическое мышление

Математика учит анализировать задачи и искать оптимальные пути их решения.

Информатика позволяет формализовать эти решения с помощью алгоритмов и программ.

Моделирование и визуализация

Математические модели становятся наглядными благодаря компьютерным средствам, что облегчает понимание сложных понятий. Например, построение графиков функций в динамическом программном обеспечении (GeoGebra) помогает учащимся лучше понять свойства функций.

Работа с данными

Обработка числовой информации, построение диаграмм и поиск закономерностей объединяют математический и информационный подходы.

Подготовка к реальной жизни

В современном мире многие профессии требуют интеграции математических знаний и навыков работы с цифровыми технологиями.

Примеры задач и проектов с межпредметным подходом

Проект "Анализ реальных данных"

Задача: учащиеся собирают данные (например, о погоде или демографических изменениях), систематизируют их в таблицах, строят графики и анализируют зависимости.

Цель: развитие навыков обработки информации, визуализации и анализа данных.

Программирование на основе математических задач

Учащиеся пишут программы для решения математических задач: вычисление корней квадратного уравнения, подсчёт суммы чисел в последовательности или построение геометрических фигур.

Цель: интеграция знаний по математике и основ программирования.

Использование динамического моделирования

Пример: изучение тригонометрии через построение графиков синуса и косинуса в программных средах (GeoGebra, Python).

Цель: визуальное представление абстрактных математических концепций.

Квесты с элементами математики и информатики

Задачи включают шифрование данных, расчёты в сетевых графах или решение логических головоломок.

Цель: развитие командной работы, креативного и алгоритмического мышления.

Практические рекомендации для учителей

Выбор доступных инструментов

Используйте программы и платформы, которые легко освоить: GeoGebra, Excel, Scratch, Python. Для вечерней школы важно учитывать разный уровень подготовки учащихся.

Гибкость заданий

Предлагайте задания разного уровня сложности, чтобы вовлечь всех учащихся, независимо от их базовых знаний. Например, простейшие задания могут включать построение графиков в Excel, а более сложные — программирование.

Связь с жизненными ситуациями

Показывайте практическую ценность решаемых задач: расчет семейного бюджета, анализ спортивной статистики или моделирование движения транспорта.

Работа в группах

Групповые проекты помогают учащимся с разным уровнем подготовки обмениваться опытом, развивая коммуникативные и организационные навыки.

Рефлексия и обратная связь

Обсуждайте с учащимися результаты выполнения заданий, анализируйте ошибки и предлагайте улучшения. Это помогает формировать навыки критического мышления.

Преимущества интеграции математики и информатики

Повышение мотивации

Практические задания и проекты делают обучение увлекательным и значимым для учащихся.

Развитие универсальных навыков

Учащиеся осваивают такие навыки, как алгоритмизация, моделирование, визуализация и обработка данных.

Укрепление междисциплинарных связей

Интеграция дисциплин формирует у учащихся целостное представление о знаниях и их применении в жизни.

Подготовка к будущему обучению и карьере

Учащиеся осознают практическую ценность математики и информатики в профессиональной деятельности.

Межпредметные связи математики и информатики представляют собой мощный инструмент для активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Такие подходы делают обучение более интересным, прикладным и эффективным. Используя интеграцию дисциплин, учителя могут не только развивать математические и информационные компетенции, но и готовить учащихся к жизни в современном цифровом мире.

Учителям математики и информатики важно взаимодействовать, чтобы разрабатывать совместные проекты и задания, которые помогут учащимся видеть взаимосвязь между предметами и реальными жизненными ситуациями.

 

Список литературы

Богомолова, Е. В. Использова

ние межпредметных связей в школьном курсе информатики / Е. В. Богомолова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98764/

Петрунина М. Э.,

Муллаширов

Р. Н. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧ

ЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ИНФОРМАТИКЕ // The Scientific Heritage.

2021. №65-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-obucheniya-matematike-informatike

Смирнова А. С. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Мир науки. Педагогика

и психология. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhpredmetnyh-svyazey-na-urokah-matematiki

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз