Межпредметные связи на уроках информатики в коррекционной школе | Корнеева Надежда Викторовна. Работа №280029
Автор: Корнеева Надежда Викторовна
Межпредметные связи позволяют выделить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов. Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области». (корпус 2)
Межпредметные связи на уроках информатики в коррекционной школе.
Разработала: Корнеева Н.В.
2021 г.
Межпредметные связи на уроках информатики в коррекционной школе.
Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех прочих.
Рене Декарт.
Цель работы: раскрыть взаимосвязь между школьными предметами и возможностью реализации межпредметных связей на уроках информатики на основе интегрированного обучения.
Задачи:
проанализировать процесс использования
межпредметных
связей в школе;
раскрыть возможность реализации
межпредметных
связей на основе интегрированного обучения
определить роль т
ехнологии интегрированного обучения в процессе формирования
метапредметных
компетенций;
разработать методические материалы, позволяющие показать значимость
межпредметных
связей на основе интегрированного обучения на уроках информатики.
Предмет: использование межпредметных связей в процессе обучения.
Тема, над которой я работаю, заинтересовала меня, когда проблема развития познавательной мотивации достаточно остро стала осознаваться мною с началом работы в коррекционных классах. Средством развития познавательной мотивации учащихся при обучении информатике могут стать задачи межпредметного характера. Старший школьный возраст характеризуется большой избирательностью интересов обучающихся, связанной с выбором профессии, а не с интересом к учебному предмету, как у подростков. Избирательность интереса к одному предмету, даже оправданная выбором будущей профессии, зачастую приводит к снижению интереса ко всем другим предметам. Следовательно, повышение познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера, отражающих связи информатики с теми учебными предметами, которые представляют сферу интересов старшеклассников. Я поставил перед собой задачу: рассмотреть систему преподавания информатики в коррекционных классах и найти точки соприкосновения информатики с другими школьными предметами.
Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов учащихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.
В 9-ых классах на уроке информатики обучающиеся изучают один из языков программирования, Паскаль. Ребята получают задание: написать программу решения какой-либо задачи по математике. Сначала они решают ее на листе бумаги, вспомнив формулы, правила и теоремы, записывают общий ход решения, как делали на уроках математики. Затем пишут алгоритм ее решения на языке программирования. Наконец, запускают программу на машине. Получив ответ, учащиеся сверяют его с ответом на бумаге. На данном уроке осуществлялась межпредметная связь информатики с математикой.
Если рассматривать язык программирования HTML, то осуществлялась межпредметная связь информатики с английским языком. Дети повторяют: форму, цвета, выше, ниже, лево, право, цифры и т.д.
При изучении на уроке физики для наглядности процесса используется динамическая модель сайта Бином. Лаборатория знаний. Цифровые образовательные ресурсы.
Такие уроки можно использовать в тех случаях, когда знание материала одного предмета необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания.
В 5-ом классе можно связать математику и информатику по теме «Метод координат». С помощью числового способа на координатной плоскости ребята строят эскиз любого рисунка. Можно проявить самостоятельность, придумать что-то своё, домик, человечка, животное.
Хочу отметить, что использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам и предполагает сотрудничество учителей-предметников. В процессе ее решения учитель не только совершенствует своё педагогическое мастерство, но и способствует всестороннему развитию личности обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи- важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
В информатике можно использовать межпредметные связи между математикой, физикой, биологией, историей, музыкой и ОРКСЭ, изобразительное искусство.
Самый обычный способ использования информатики и любого другого предмета – это создание презентации. Ребенок учится создавать презентацию грамотно, осваивает программу и выделяет главную суть другого предмета. На свои уроках я люблю соединять историю и информатику.
Так на уроке обобщения по теме «Хранение и обработка БД» (9 класс) при выполнении практической работы наряду с описанием типов полей, простых и сложных запросов предлагаю создать по теме «Великая Отечественная Война» базу данных «Полководцы» (ФИО, биография, сражения, награды, фото) либо «Вооружение» (вид вооружения, дата создания, тактико-технические характеристики, сражения, в которых применяли это вооружение, фотографии).
Выводы.
Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
Работая по методике интегрированного обучения, я заметила, что ученики на этих уроках:
являются активными участниками учебно-познавательной деятельности,
испытывают интерес к происходящему на каждом уроке, узнавая новое не только из курса информатики, но и из других областей знаний;
самостоятельно определяют способы работы с информационными источниками; осваивают работу с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
не боятся высказывать свою точку зрения и отстаивать своё мнение, чувствуют уверенность, опираясь на
метапредметные
знания;
аргументируют свои мысли, определяют ценности, отстаивают жизненные позиции.
учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
учатся решать познавательные и практические задачи, отражающие жизненные ситуации.
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
Заключение.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют выделить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.
Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи - важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.