Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Межпредметные связи на уроках окружающего мира в начальной школе | Арсланова Альмира Руслановна. Работа №351210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость межпредметных связей на уроках окружающего мира в начальной школе. Подчеркивается роль интеграции знаний из различных предметных областей для формирования целостной картины мира у младших школьников и развития их познавательной активности. Автор выделяет основные методы и подходы, направленные на установление связей между предметами, что способствует более глубокому усвоению знаний и навыков.

Ключевые слова: межпредметные связи, окружающий мир, начальная школа, интеграция знаний, целостное восприятие, познавательная активность, методы обучения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Арсланова Альмира Руслановна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», п. Никель

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость межпредметных связей на уроках окружающего мира в начальной школе. Подчеркивается роль интеграции знаний из различных предметных областей для формирования целостной картины мира у младших школьников и развития их познавательной активности. Автор выделяет основные методы и подходы, направленные на установление связей между предметами, что способствует более глубокому усвоению знаний и навыков.

Ключевые слова: межпредметные связи, окружающий мир, начальная школа, интеграция знаний, целостное восприятие, познавательная активность, методы обучения.

 

Межпредметные связи играют важную роль в образовательном процессе, особенно на этапе начальной школы, когда у детей формируется представление о мире как целостной системе, состоящей из взаимосвязанных элементов. Уроки окружающего мира, нацеленные на знакомство учащихся с природными и социальными явлениями, предоставляют широкие возможности для интеграции знаний из других областей, таких как математика, литература, изобразительное искусство и музыка. Через межпредметные связи учитель может сформировать у младших школьников целостное восприятие окружающей среды, обогатить их знания и способствовать развитию гибкости мышления.

Целью межпредметных связей является не только расширение кругозора учащихся, но и формирование у них познавательной активности, интереса к исследованию и анализу информации. Умение находить взаимосвязи между явлениями из разных областей помогает детям глубже понимать изучаемый материал, развивает их аналитические способности и способствует формированию системного мышления. Например, на уроках окружающего мира, посвященных теме «Животные и их среды обитания», можно интегрировать знания из биологии, географии и математики, что позволяет учащимся комплексно воспринимать данную тему. Задача учителя — найти оптимальные способы включения таких межпредметных связей, чтобы уроки стали более интересными и познавательными для детей.

Одним из эффективных методов использования межпредметных связей является работа с текстами, в которых представлена информация по разным предметам. Например, чтение научно-популярных статей и рассказов, которые затрагивают природные или культурные явления, помогает учащимся расширить свои знания и связать их с темой урока. Работа с текстами также развивает читательскую грамотность и навыки анализа информации, что важно для всех учебных дисциплин. Кроме того, учитель может предложить детям составить небольшой отчет о прочитанной статье, включив в него математические данные или иллюстрации, что поможет школьникам увидеть многогранность темы и укрепить межпредметные связи.

Практические занятия и эксперименты также играют важную роль в укреплении межпредметных связей на уроках окружающего мира. Эксперименты, связанные с явлениями природы, дают учащимся возможность применять полученные знания в действии, видеть результаты и делать выводы. Например, при изучении темы «Вода и её свойства» можно провести эксперименты с различными состояниями воды, параллельно обсуждая с учащимися математические понятия объема и температуры. Такие задания позволяют ученикам интегрировать знания из физики, математики и естествознания, что способствует более глубокому усвоению информации и развитию навыков исследовательской деятельности.

Интеграция художественной и литературной составляющей на уроках окружающего мира способствует формированию у детей образного мышления и эстетического восприятия окружающей среды. Художественные произведения, посвященные природе, способствуют развитию у школьников эмоционального отношения к миру, а также помогают глубже понять природные и социальные процессы. Например, при изучении сезонных изменений можно предложить учащимся прочитать стихотворения о весне или осени, которые помогут им почувствовать атмосферу этих времен года и развить у них чувство красоты и гармонии в окружающей среде. Такие подходы способствуют формированию у детей целостного восприятия и укреплению межпредметных связей между уроками окружающего мира и литературой.

Использование изобразительного искусства на уроках окружающего мира помогает детям развить навыки наблюдательности и внимание к деталям, а также способствует усвоению знаний о природе. Например, на уроке, посвященном теме «Растения», учитель может предложить учащимся нарисовать цветы или деревья, обсуждая при этом их строение и особенности. Этот метод позволяет школьникам лучше запомнить информацию, развивает их зрительную память и способствует восприятию окружающего мира через искусство. Таким образом, интеграция изобразительного искусства и окружающего мира помогает детям увидеть красоту природы и укрепить их познавательную активность.

Музыкальные и игровые элементы также могут быть включены в уроки окружающего мира для укрепления межпредметных связей. Музыка и ритм помогают детям настроиться на изучение природы, а музыкальные произведения, вдохновленные природными явлениями, позволяют детям увидеть взаимосвязь между миром искусства и окружающим миром. Например, можно использовать произведения композиторов, таких как Петр Ильич Чайковский, чьи произведения отражают красоту природы, и обсудить с детьми, как музыка может передавать чувства и образы. Игровые элементы, такие как викторины или ролевые игры, также помогают детям запомнить материал и развивают у них навыки общения и сотрудничества.

Математические задачи, связанные с темой урока окружающего мира, способствуют развитию у детей логического мышления и навыков работы с числами. Например, при изучении темы «Животные и их размеры» можно предложить детям задачи на сравнение размеров животных, их веса и роста, что поможет детям связать свои математические знания с окружающим миром. Математические задачи, связанные с реальными объектами и явлениями, развивают у детей умение применять знания на практике, способствуют укреплению межпредметных связей и повышают интерес к изучаемой теме.

Таким образом, межпредметные связи играют ключевую роль в образовательном процессе, способствуя формированию у младших школьников целостного восприятия мира и развитию их познавательных способностей. Применение различных методов и подходов, таких как работа с текстами, практические занятия, интеграция искусства и математики, помогает учителю сделать уроки окружающего мира более интересными и содержательными. Межпредметные связи позволяют учащимся увидеть взаимосвязь между разными областями знаний, развивают у них гибкость мышления и способствуют формированию целостной картины окружающего мира.

 

Список литературы

 

1. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебное пособие. — Шадринск : ШГПУ, 2021. — 193 с. — ISBN 978-5-87818-628-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/224603

2. Муромцева О. В. Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников / О. В. Муромцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 803-805.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×