Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мелкая моторика как показатель когнитивного развития у детей с ЗПР: методы психологической коррекции | Михеева Людмила Валерьевна. Работа №344980

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Важность мелкой моторики как одного из показателей когнитивного развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) становится очевидной в контексте психологической коррекции. В статье рассматриваются взаимосвязь развития моторики и когнитивных процессов, а также методы психологической коррекции, направленные на улучшение моторных навыков. Основное внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с ЗПР, способам стимулирования их моторной активности и коррекции когнитивных дефицитов через развитие мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, когнитивное развитие, задержка психического развития, психологическая коррекция, психомоторные навыки.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

 

Михеева Людмила Валерьевна, педагог-психолог

МБОУ «СOШ № 1 им. М.И. Калинина» г. Белореченск МО Белореченский район

 

Аннотация. Важность мелкой моторики как одного из показателей когнитивного развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) становится очевидной в контексте психологической коррекции. В статье рассматриваются взаимосвязь развития моторики и когнитивных процессов, а также методы психологической коррекции, направленные на улучшение моторных навыков. Основное внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с ЗПР, способам стимулирования их моторной активности и коррекции когнитивных дефицитов через развитие мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, когнитивное развитие, задержка психического развития, психологическая коррекция, психомоторные навыки.

 

Мелкая моторика, или способность координированного движения мелких мышц, особенно пальцев рук, является важным компонентом общего психомоторного развития ребенка. В норме развитие мелкой моторики идет параллельно с когнитивным ростом, что обуславливает их тесную взаимосвязь. В случае задержки психического развития (ЗПР) часто наблюдаются отставания не только в области когнитивных навыков, но и в развитии моторики, что требует целенаправленной работы по их коррекции.

У детей с ЗПР моторное развитие зачастую задерживается на ранних этапах. Недоразвитие координации движений рук и пальцев может отражать более глубокие когнитивные проблемы, связанные с трудностями в организации внимания, памяти, мышления и речи. Мелкая моторика служит индикатором развития таких когнитивных функций, как планирование действий, пространственное восприятие, развитие логического мышления. Задержка в моторном развитии указывает на необходимость работы над когнитивными навыками, поскольку взаимосвязь между моторикой и познанием двусторонняя: улучшение моторики способствует когнитивному прогрессу, а развитие когнитивных функций улучшает координацию движений.

Основной задачей в коррекции детей с ЗПР становится активизация психомоторных навыков через развивающие упражнения, направленные на улучшение координации движений и активизацию когнитивных процессов. Развитие мелкой моторики требует последовательного подхода, включающего игровые и развивающие методы, что особенно важно в коррекционной педагогике. Через моторику можно воздействовать на такие аспекты когнитивного развития, как концентрация внимания, развитие памяти и речевых навыков.

Методы психологической коррекции, направленные на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР, строятся на принципах комплексности и интеграции различных форм деятельности. Важным инструментом для улучшения моторных навыков становятся упражнения, которые развивают точность и координацию движений. Эти упражнения часто связаны с ручной деятельностью, такой как рисование, лепка, складывание мозаики, работа с мелкими предметами. Психологи и педагоги в процессе работы активно используют развивающие игры, которые не только стимулируют моторику, но и активизируют когнитивные процессы.

Одним из ключевых подходов в работе с детьми с ЗПР является использование предметно-практической деятельности. При этом важно уделять внимание не только техническому выполнению движений, но и когнитивным аспектам: ребенок должен учиться планировать свои действия, продумывать их последовательность, осознавать результат. К примеру, задания по складыванию фигурок из конструктора требуют не только точности движений, но и пространственного воображения, внимания и памяти, что активизирует целый ряд когнитивных функций.

Психологическая работа с детьми с ЗПР часто требует системного подхода, сочетающего как моторные, так и когнитивные упражнения. Одним из эффективных методов коррекции является использование различных видов сенсорной стимуляции, которые воздействуют на развитие моторики и одновременно на познавательную сферу. Например, работа с тактильными поверхностями, манипуляции с предметами различной текстуры и формы активируют сенсорное восприятие, что оказывает положительное влияние на когнитивное развитие.

Примером интеграции сенсорной стимуляции и когнитивного развития могут служить упражнения с сенсорными игрушками и обучающими пособиями, направленными на активизацию мелкой моторики. Такие занятия помогают детям с ЗПР не только развивать ловкость пальцев, но и тренировать память, внимание, концентрацию. Занятия с различными предметами стимулируют зрительно-моторную координацию, что способствует улучшению общей координации движений и познавательных способностей.

Особое место в коррекционной работе занимают игры и упражнения, связанные с развитием графомоторных навыков. Рисование, штриховка, обведение контуров фигур — все эти упражнения не только способствуют развитию моторики, но и подготавливают детей к письму, что имеет важное значение для школьного обучения. На этом этапе важно развивать у детей способность к самоконтролю и рефлексии — осознание собственных действий и их результатов.

Таким образом, мелкая моторика, будучи важным индикатором когнитивного развития у детей с ЗПР, играет ключевую роль в процессе психологической коррекции. Методы развития моторики включают упражнения на координацию движений, сенсорную стимуляцию и графомоторные навыки. Работа над мелкой моторикой способствует не только улучшению физической координации, но и активизации познавательной деятельности ребенка, что в конечном итоге ведет к его более успешной адаптации к учебной деятельности и социальной жизни.

 

Список литературы

1. Дьякова Е. В. Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях / Е. В. Дьякова // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 781-783.

2. Чумак З. Л. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи / З. Л. Чумак, Ж. Г. Шахматенко, И. А. Докучаева // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 362-364.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×