Мелкая моторика как средство развития речи у младших школьников с ОВЗ | Кузнецова Наталья Анатольевна. Работа №353703
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи между развитием мелкой моторики и речевой активностью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются механизмы воздействия упражнений на мелкую моторику на речевые процессы, а также роль учителя начальных классов в стимулировании моторно-речевого развития. Особое внимание уделено методическим аспектам работы с детьми с ОВЗ, включению моторных упражнений в образовательный процесс и их влиянию на коррекцию речевых нарушений.
Ключевые слова: мелкая моторика, речевое развитие, дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, начальная школа, школа-интернат, развитие речи.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Кузнецова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
ГОБОУ «Адаптированная школа-интернат № 10», г. Чудово
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи между развитием мелкой моторики и речевой активностью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются механизмы воздействия упражнений на мелкую моторику на речевые процессы, а также роль учителя начальных классов в стимулировании моторно-речевого развития. Особое внимание уделено методическим аспектам работы с детьми с ОВЗ, включению моторных упражнений в образовательный процесс и их влиянию на коррекцию речевых нарушений.
Ключевые слова: мелкая моторика, речевое развитие, дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, начальная школа, школа-интернат, развитие речи.
Младший школьный возраст является ключевым этапом в формировании основных когнитивных и речевых навыков ребёнка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данный период особенно важен, так как именно в это время активно развиваются механизмы компенсации, обеспечивающие адаптацию к образовательному процессу и социальной среде. Одним из эффективных средств коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ является работа над развитием мелкой моторики, которая оказывает значительное влияние на формирование и активизацию речевых функций.
Физиологическая связь между движением кистей и пальцев рук и речевой активностью основана на особенностях работы центральной нервной системы. Исследования показывают, что двигательные зоны коры головного мозга, отвечающие за управление пальцами, расположены в непосредственной близости от речевых центров. Это создаёт благоприятные условия для активного взаимодействия между моторными и речевыми процессами. Развитие мелкой моторики способствует укреплению межнейронных связей, что положительно влияет на артикуляцию, расширение словарного запаса и формирование связной речи.
У детей с ОВЗ зачастую наблюдаются проблемы с координацией движений и недостаточный уровень моторного развития, что отрицательно сказывается на их речевой активности. Сниженная моторная активность может быть обусловлена различными причинами: нарушениями нервной системы, общими задержками в развитии или недостаточной стимуляцией в раннем возрасте. В результате ребёнок испытывает трудности не только в двигательной сфере, но и в формировании базовых речевых навыков, таких как произношение звуков, построение фраз и развитие диалогической речи.
Учителю начальных классов в школе-интернате необходимо учитывать данные особенности и включать в образовательный процесс упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Эти упражнения не только помогают улучшить координацию движений, но и стимулируют речевую активность. Например, задания, связанные с лепкой, рисованием, мозаиками или шнуровкой, развивают точность и гибкость движений, одновременно способствуя активации речевых центров мозга.
Важным аспектом работы является систематичность и постепенность. У детей с ОВЗ выполнение мелкомоторных упражнений может вызывать повышенное утомление, что требует от педагога организации занятий с учётом индивидуальных особенностей учащихся. На начальных этапах предпочтение отдаётся простым движениям, которые затем усложняются по мере развития навыков. Постепенное увеличение сложности упражнений позволяет ребёнку адаптироваться и формировать уверенность в своих возможностях.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики является включение в занятия элементов игровой деятельности. Игра как форма обучения позволяет детям чувствовать себя комфортно и уверенно, снижает уровень тревожности, который часто сопровождает детей с ОВЗ. Играя, ребёнок не только развивает мелкую моторику, но и активнее участвует в речевой деятельности, что способствует формированию навыков коммуникации.
Кроме того, важным условием успешной работы с младшими школьниками с ОВЗ является создание мотивации к выполнению упражнений. Учителю важно поддерживать интерес ребёнка, используя разнообразные материалы и методы: цветные карандаши, яркие мозаики, тактильные поверхности. Это делает процесс обучения увлекательным и способствует его эффективности.
Особое внимание следует уделять взаимодействию с родителями детей с ОВЗ. Работа над развитием мелкой моторики должна продолжаться не только в школе, но и дома. Педагог может консультировать родителей, предлагая простые упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях. Это позволяет создать единый подход к развитию ребёнка, что повышает эффективность коррекционных мероприятий.
Роль учителя начальных классов в школе-интернате заключается не только в организации образовательного процесса, но и в создании условий для комплексного развития ребёнка. Работа над мелкой моторикой становится одним из важнейших элементов этой деятельности, так как она напрямую влияет на речевые функции. Педагог, обладая знаниями о физиологических особенностях и применяя индивидуальный подход, может создать условия для полноценного развития каждого ребёнка.
Таким образом, мелкая моторика является важным средством в коррекционной работе с младшими школьниками с ОВЗ. Её развитие способствует не только улучшению координации движений, но и активизации речевых процессов, что играет ключевую роль в социализации и успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. Системный подход к развитию моторно-речевых навыков, основанный на междисциплинарном взаимодействии педагогов, родителей и специалистов, позволяет создавать условия для раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Список литературы
1. Кошелева О. Ю. Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению / О. Ю. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 97-99.
2. Чумак З. Л. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи / З. Л. Чумак, Ж. Г. Шахматенко, И. А. Докучаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 362-364.