Ментальная арифметика во внеурочной деятельности как инструмент компрессивного обучения учащихся начальных классов | Мой кабинет. Работа №348805. Номер работы: №348805
В статье описываются принципы, позволяющие использовать ментальную арифметику как инструмент компрессивного обучения учащихся начальных классов, а также обосновывается возможность подготовки к такому обучениюучащихся уже с начальной школы.Настоящее время диктует свои условия образования, и сейчас нередко встретишь школьников, которым надо усвоить большой объем материала за ограниченные временные ресурсы. Чтобы материал воспринимался учащимися легко и быстро, используют технологии компрессивного обучения. И мы предполагаем, что одним из инструментов такого обучения может служить ментальная арифметика.
Ментальная арифметика во внеурочной деятельности
как инструмент компрессивного обучения учащихся начальных классов
Иванов Владимир Владимирович
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет им.М.К.Аммосова
Педагогический институт
Кафедра начального образования
В статье описываются принципы, позволяющие использовать ментальную арифметику как инструмент компрессивного обучения учащихся начальных классов, а также обосновывается возможность подготовки к такому обучениюучащихся уже с начальной школы.
Проблема: Настоящее время диктует свои условия образования, и сейчас нередко встретишь школьников, которым надо усвоить большой объем материала за ограниченные временные ресурсы. Чтобы материал воспринимался учащимися легко и быстро, используют технологии компрессивного обучения. И мы предполагаем, что одним из инструментов такого обучения может служить ментальная арифметика.
Объект: Процесс компрессивного обучения учащихся начальных классов
Предмет: обучение ментальной арифметике во внеурочной деятельности.
Методологические основы: наше исследование опирается на труды известных педагогов, психологов В.П. Добрица, И.С. Добрица, Е.С. Захаровой, Л.С. Выготского.
Для обеспечения качества общеобразовательной подготовки в системе начального образования необходимо применение таких образовательных технологий и методик, которые при ограниченных временных ресурсах позволяют добиваться требуемых в соответствии с ФГОС НОО результатов обучения. К числу таких технологий принадлежит технология компрессивного обучения. Компрессивный подход в обучении детей младшего школьного возраста был рассмотрен в работах В.П. Добрица, И.С. Добрица, Е.С. Захаровой. В работах этих исследователей компрессивное обучение рассматривается как механизм, позволяющий усилить и развить память, логическое и абстрактное мышление, развить личность обучающихся.
Под компрессивным обучением понимается технология, позволяющая за ограниченное время усвоить значительный объем материала; компрессивное обучение направлено на комплексное развитие памяти, внимания, техники быстрого чтения, умения анализировать текст, устанавливать взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и необходимый для изучения материал, умелое использование информационных систем, технических и информационных средств обучения.
Цель компрессивного обучения состоит в реализации модели обучения в сжатые сроки, не теряя при этом развивающей составляющей. Основоположник данной концепции – профессор ЮЗГУ Добрица Вячеслав Порфирьевич.
Методика компрессивного обучения позволяет через новые формы восприятия, обсуждения, анализа и осмысления материала значительно повысить эффективность, скорость и качество обучения.
Она включает в себя комплексное использование таких направлений, как развитие памяти, внимания, технику быстрого чтения, умение анализировать текст, устанавливать взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и необходимый для изучения материал, умелое использование инфокоммуникационных систем, технических и информационных средств обучения.
Развивать составляющие компрессивного обучения необходимо на протяжении всей активной жизни человека. Ранее предлагалось начинать готовить к нему в конце начальной школы. У ребенка мозг настроен на быстрое освоение нового, он еще не перегружен информацией. Как известно, большая часть знаний усваивается человеком в детском возрасте до 10–12 лет. Качественные преобразования мышления в младшем школьном возрасте обусловливают существенные изменения памяти, впрочем, как и всех других психических процессов. Но, как показано выше, методика компрессивного обучения, позволяющая через новые формы восприятия, обсуждения, анализа и осмысления материала значительно повысить эффективность, скорость и качество обучения.
Таким образом, применение компрессивного обучения будет способствовать глубокому и прочному усвоению материала при небольших затратах времени, что делает актуальной применение данного подхода в рамках обучения. Компрессивное обучение понимается технология, позволяющая за ограниченное время усвоить значительный объем материала, и которая включает в себя комплексное использование таких направлений как развитие памяти, внимания, технику быстрого чтения, умения анализировать текст.
Память, это важнейшая характеристика психической жизни, включающая в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание. Поэтому, проблема развития памяти – одна из остро стоящих вопросов на данный момент.
В современном мире большую популярность завоевала «Ментальная арифметика»-это древнекитайская система обучения детей устному счету, с использованием абакуса. Абакус – это древние счеты, которые использовали люди Азии и Египта для совершения арифметических операций. При работе на таких счетаху человека задействованы одновременно два полушария головного мозга, а не только левое, как при традиционных вычислениях. В более общем понимании это оригинальная система развития интеллекта формирует умственные и творческие способности ребенка, помогает ему лучше учиться в школе, повышает уверенность в себе, быстроту реакции. На занятиях ментальной арифметики могут использоваться флеш- карты, развивающие задачки, диктанты на слух, ментальные диктанты, эстафеты, которые также развивают мелкую маторику рук, слуховую и визуальную память, и как следствие улучшаются оценки по всем предметам.
Главными целями ментальной арифметики являются концентрация внимания, умение сосредоточиться на поставленной задаче, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребенок может выполнять сложные арифметические задания в уме. Программа не только охватывает математическую область, но помогает ребенку и в других образовательных сферах. Она придает ему уверенность. И здесь важны не эффектные показатели в устном счете, а именно формирование нужных качеств обучающегося.
Таким образом, ментальная арифметика – это инструмент гармоничного развития личности с помощью работы на счетах. На занятиях ментальной арифметикой задействуются два полушария головного мозга, что способствует улучшению показателей не только в устном счете, но и подругим дисциплинам.
На современном этапе проблема интеллектуального развития школьников определяется существующими противоречиями, во-первых, между содержанием действующих образовательных программ ФГОС НОО, которое не всегда в полной мере способствует раскрытию интеллектуального потенциала ребенка и необходимостью их когнитивного обогащения в рамках дополнительного образования, во-вторых между педагогическим потенциалом обучения ментальной арифметики для развития мыслительных процессов и операций у детей школьного возраста и недостаточной разработанностью ее методики и педагогических приемов.
Современная система образования почти во всех странах уделяет основное внимание развитию левого полушария. И наши дети в школах усердно-занимаются точными науками и развивают логическое мышление. Развитие правого полушария отдано на откуп родителям, и каждый сам для себя решает, сколько времени будет отведено для творчества, фантазирования, мечтаний, креативности и нестандартного мышления.
Современный этап развития образования должен обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной быстро воспринимать изменения требований жизни у уровня развития научного знания и реагировать на них. В условиях ежегодного увеличения информационного потока, ускоренного извлечения и качественного усвоения нужныхсведений из этого потока возникает необходимость в новой методике компрессивного обучения. Современному обществу нужны знающие, самостоятельные, творческие личности, способные быстро воспринимать материал и.т.д. Необходимость ускоренного извлечения и усвоения нужной информации из большого потока сообщений вызывает потребность в новой методике компрессивного обучения, под которой понимается технология обучения, позволяющая за короткое время усвоить значительный объем материала. Данная методика использует комплексный подход с использованием таких направлений, как техника быстрого чтения, развитие памяти и внимания, анализ текста и умение быстро выделять новый, необходимый материал и др. Всякое обучение, в том числе и компрессивное, основывается на памяти. Как говорил И. М. Сеченов: «Учение о конкретных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим», то есть приобретение новых знаний основывается на уже имеющемся знании в памяти.
Компрессивное обучение направлено на совершенствование памяти школьников, так как включает в себя различные способы и стратегии запоминания, связанные с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) делают память школьника логической, смысловой, осознанной, опосредованной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В данном случае уместно высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.
Заметим, что именно методика компрессивного обучения с ее богатым арсеналом различных средств возможностей, в числе которых быстрое прочитывание нового материала, анализ текста на энтропийность, установление взаимосвязей между понятиями, повторение ранее усвоенного материала, объединяющая в себе все известные методики и методы обучения, позволяет наиболее эффективно овладевать приемами и методами доказательства теорем
Использование методики компрессивного обучения позволит наиболее эффективно реализовывать образовательную программу за сжатые сроки без потери эффективности образовательного процесса, а одновременное применение методик развития внимания, памяти и мышления сократит время на обучение школьников их основам и повысит эффективность не только в рамках конкретной дисциплины, но и целого цикла.
При внедрении ментальной арифметики во внеурочной деятельности как инструмента компрессивного обучения в систему подготовки обучающихся необходимо учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых. Младший школьный возраст характеризуется «активностью анализирующей мысли», склонностью к рассуждениям и особой эмоциональностью, впечатлительностью. Мыслительная деятельность в этом возрасте характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования, стремлением к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.
В заключении необходимо сказать, что методика компрессивного обучения требует углубленного изучения и применения на практике. Помимо тренировки мозга, развития памятии концентрации внимания методика компрессивного обучения дает возможность быстрого усвоения материала за короткое время, что делает этуметодику уникальной. В свою очередь ментальнаяарифметика, помогая детям научиться нестандартно мыслить, способствуя развитию логики, мышления, фотографической памяти, тем самым может являться инструментом компрессивного обучения учащихся.
Польза от занятий ментальной арифметикой уже было доказано многими зарубежными учеными, исследованиями психологов и преподавателей детей, где программа реализуется в начальных классах – Китае, Сингапуре, Японии и др, теперь с этой методикой знакомятся и дети в России.
Главное дать возможность раскрыть свой потенциал привить любовь к процессу обучения, укрепить память, усидчивость. Безусловно, необходимо заниматься саморазвитием, учиться узнавать что-то новое, но нельзя перегружаться и заниматься насильно. Главное, чтобы у вас и у детей было желание изучить данные методики. Тогда любые занятия пойдут во благо, и успех будет обеспечен.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования
;
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373
[в ред.
от 11.12.2020г
ода
]
.– Текст:электронный
//
И
нтернет портал-
https
:
//
docs
.
edu
.
gov
.
ru
/
document
/75
cb
08
fb
7
d
6
b
269
e
9
ecb
078
bd
541567
b
/
Вен
дланд,
Д. Ментальная арифметика :
учеб.- метод. пособие/ Вендланд Д. -
СПб: Изд-во Питер Класс, 2020
.
- 256 с. – Текст : непосредственный.
Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Выготский Л.С – Москва: Изд–во Юрайт, 2021 – 281 с. – Текст: непосредственный.
Ганиев, Р.И. Ментальная арифметика. Знакомство / Р.И. Ганиев, Р.Р Багаутдинов. – Текст : непосредственный // Изд-во Траст. 2017- 112 с.
Добрица, В.П, М
ентальная арифметика как средство подготовки к компрессивному обучению / В.П. Добрица, И.С.
Добрица, Н.Н Локтионова, О.Г. Атакищев //
Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». –
2019.
Текст : электронный. (дата обращения
21.03.2021
)
URL
:
Добрица, В.П. Информационные технологии как условие реализации компрессивного обучения / В.П. Добрица, Е.С. Захарова, И.С. Матвеева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и инф
орматизация образования». — 2016
. — № 6 (16). — С. 82–86. Текст : электронный. (дата обращения
25.03.2022
)
URL
:
http
//
scholar
.
.
com
Добрица, В.П. Компрессивное обучение и подготовка к нему младших школьников/ В.П. Добрица И.С. Добрица, Левкова Е.С. // Вестник КазНПУ им. Абая. 2016 № 2. С. 73–78. - Текст : электронный. (дата обращения
25.03.2022
)
URL
:
https
//
pps
.
kaznu
.
kz
Сагитдинова, Г. Ментальная арифметика. Методика преподавания и достижения результата / Г. Сагитдинова.
– Москва : - Из-во Ридеро, 2019.
- Из-во Ридеро.2019.
- Текст : непосредственный
.
Фуст, О. Организация учебного направления «Ментальная арифметика» в Общеобразовательных учреждениях / О. Фуст. – Текст : неп
осредственный // Из-во Аметод. -
2018.
Шкурина,
В.А
. Т
еоретические основы и методы компрессивного о
бучения методическая разработка / В.А. Шкурина // мастер-класса. 2018.
–
Текст : электронный //
Режим доступа:
http
://
www
.
kemt
.
ru
(дата обращения
04.04.2022
)