Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ментальные карты на уроках английского языка как способ активизации познавательной активности посредством визуализации информации | Костюк Татьяна Алексеевна. Работа №345073

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается использование ментальных карт на уроках английского языка как способ активизации познавательной активности учащихся. Ментальные карты помогают систематизировать знания, развивают креативное мышление и улучшают запоминание за счёт визуализации информации. В статье приводятся примеры использования данного метода для различных аспектов обучения, таких как изучение лексики, грамматики и развитие навыков письма.

Ментальные карты на уроках английского языка как способ активизации познавательной активности посредством визуализации информации

 

Костюк Татьяна Алексеевна, учитель английского языка

МКОУ "СОШ №2" г. Сосенский

 

Аннотация. В статье рассматривается использование ментальных карт на уроках английского языка как способ активизации познавательной активности учащихся. Ментальные карты помогают систематизировать знания, развивают креативное мышление и улучшают запоминание за счёт визуализации информации. В статье приводятся примеры использования данного метода для различных аспектов обучения, таких как изучение лексики, грамматики и развитие навыков письма.

Ключевые слова: ментальные карты, английский язык, визуализация, познавательная активность, обучение.

 

В современном обучении английскому языку всё чаще используются методы, которые помогают сделать процесс восприятия и обработки информации более эффективным. Одним из таких методов являются ментальные карты (mind maps) — визуальные схемы, которые отображают информацию в виде структурированных связей между понятиями и идеями. Этот инструмент не только помогает учащимся легче усваивать учебный материал, но и активизирует их познавательную деятельность, стимулируя креативное мышление и умение находить связи между разными аспектами изучаемого предмета.

Ментальные карты можно эффективно использовать для преподавания английского языка на различных этапах урока. Например, они могут применяться при введении новой лексики. Учитель предлагает учащимся создать ментальную карту, где в центре будет ключевое слово, а от него будут отходить "ветви" с ассоциированными словами, синонимами или примерами использования. Возьмём в качестве примера тему "Environment" (Окружающая среда). В центре карты можно разместить слово "Environment", а от него "ветви" с лексическими группами, такими как "pollution" (загрязнение), "renewable resources" (возобновляемые ресурсы), "climate change" (изменение климата) и так далее. В результате учащиеся не просто механически заучивают новые слова, но понимают их взаимосвязь и контекст, в котором они употребляются.

Кроме того, ментальные карты могут быть полезны при изучении грамматических тем. Например, для визуализации временных форм глаголов учащиеся могут создать схему с центральной темой "Tenses" (Времена), от которой расходятся различные времена: Present Simple, Past Continuous, Future Perfect и т.д. В каждой "ветви" можно указать форму глагола, правила образования и примеры использования. Это поможет ученикам увидеть общую картину грамматических правил и их особенности, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию.

Не менее эффективны ментальные карты и при работе с текстами. Они могут использоваться как инструмент для анализа прочитанного материала. Например, учащиеся могут создавать карты, где центральным элементом будет название произведения, а ветвями — основные персонажи, ключевые события и темы, обсуждаемые в тексте. Такой способ работы помогает структурировать информацию, выделить главные идеи и понять логику развития сюжета. Этот подход можно применить на уроках при изучении как художественных текстов, так и научных или публицистических статей.

Ментальные карты также помогают в развитии навыков письма. Перед написанием эссе учащиеся могут составить ментальную карту на заданную тему, в которой будут обозначены основные аргументы и примеры для каждой части работы. Например, при подготовке к написанию эссе на тему "The importance of learning foreign languages" учащиеся могут визуализировать свои идеи в виде карты, выделяя отдельные аргументы для каждого пункта эссе: "global communication" (глобальная коммуникация), "career opportunities" (карьерные возможности), "cultural understanding" (культурное понимание) и т.д. Это позволяет заранее структурировать информацию, избегая хаотичного изложения мыслей в тексте, что улучшает качество письменной работы.

Одним из ключевых преимуществ использования ментальных карт является их способность развивать креативное и критическое мышление. В отличие от традиционных текстовых методов, карты побуждают учащихся искать связи между разными элементами информации, находить новые идеи и организовывать свои знания в логическую структуру. Например, при изучении темы "Global issues" (Глобальные проблемы) ученики могут сами находить связи между такими аспектами, как "environmental issues" (экологические проблемы), "economic inequality" (экономическое неравенство), "public health" (общественное здоровье). Это стимулирует самостоятельное мышление и умение интегрировать полученные знания в более широкий контекст.

Использование ментальных карт также помогает ученикам с разными стилями восприятия информации. Для визуалов данный метод особенно полезен, так как он позволяет представлять информацию в графическом виде, используя цвета, символы и ассоциации. Кинестетики могут активно участвовать в создании карты, что помогает им лучше усваивать материал через процесс создания и манипуляции с визуальными элементами.

Примером успешного применения ментальных карт на уроке английского языка может быть создание карты для анализа персонажей литературного произведения. Возьмём для примера "Romeo and Juliet" Шекспира. Ученики могут создать ментальную карту, где в центре будет размещено название произведения, а вокруг — имена главных персонажей. От каждого персонажа будут отходить ветви с их характеристиками, мотивациями и взаимодействиями с другими героями. Такой анализ позволяет глубже понять сюжет и связи между персонажами, а также развить навыки критического анализа текста.

Таким образом, использование ментальных карт на уроках английского языка является эффективным инструментом для активизации познавательной активности учащихся. Этот метод помогает структурировать информацию, развивать креативное и критическое мышление, а также улучшать коммуникативные и языковые навыки. Учителя, применяющие ментальные карты, могут значительно повысить эффективность обучения, сделать процесс более увлекательным и результативным.

 

 

Список литературы

Велентеенко

М.В.

,

Таджибова

А.Н.

С

редства визуализации как ключевой аспект оптимизации обучения иностранному языку

// Образование и право. 2021. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualizatsii-kak-klyuchevoy-aspekt-optimizatsii-obucheniya-inostrannomu-yazyku

(дата обращения: 25.09.2024).

Даричева

М.В.

,

Дорожкина

Д.С.

, Гришина

И.А.

П

рименение интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка

// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-metodov-pri-obuchenii-govoreniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka

(дата обращения: 25.09.2024).

Изотова Н.В.,

Буглаева

Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник БГУ. 2015. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku

(дата обращения: 25.09.2024).

Коваленко

Е.В.

, Маслякова

Ю.Ю.

Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средних и старших классах // Наука и образование сегодня. 2019. №6-1 (41). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-angliyskogo-yazyka-v-srednih-i-starshih-klassah

(дата обращения: 25.09.2024).

Печеникина

А.А. О

собенности использования технологии

mind

-

mapping

в образовании

// Молодой исследователь Дона. 2023. №3 (42). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tehnologii-mind-mapping-v-obrazovanii

(дата обращения: 25.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×