Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ментальные карты в работе с детьми дошкольного возраста | Петренко Наталья Анатольевна. Работа №352184

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В проекте дано краткое обоснование актуальности, новизны и инновационности проекта с точки зрения нормативно-правовых документов обеспечения дошкольного образования. Новизна заключается в том, что использование данной карты позволит выстраивать субьектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявлять первичные представления ребенка об окружающем мире и расширять их.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

Инновационный педагогический проект «Ментальная карта как средство познавательного развития дошкольников»

 

 

 

 

Выполнил слушатель группы 3.1.4 Проектирование управленческой деятельности заведующих, старших воспитателей ДОО(У)

 

Петренко Наталья Анатольевна, старший воспитатель, воспитатель I категории МДОО «Ясли-сад № 4 «Малыш» г. Харцызска»

 

Руководитель выпускной работы

Полищук Елена Николаевна,

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования

(фамилия, инициалы, ученая степень, звание, должность)

 

Работа допущена/не допущена__________

(подпись)

 

 

 

 

Донецк, 2024 г.

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Поэтому задача педагога не спешить давать готовые ответы, а создать условия и организовать интересную для ребенка деятельность, в ходе которой путем собственных проб и ошибок он будет находить верные решения. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются ментальные карты.

В предлагаемой работе показано, как использовать ментальные карты в познавательном развитии дошкольников. В приложении представлены мастер-классы для родителей и воспитателей по созданию интеллектуальных карт с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ І. Теоретические основы инновационных технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста…………………………..7

Современный подход новых инновационных технологий в дошкольном образовании

…………………………………………………………………

…….

.

7

Особенности применения интеллектуальных карт в познавательном развитии

дошкольников.

…………………………………………………………………

14

РАЗДЕЛ II. Инновационный проект «Ментальная карта как средство познавательного развития дошкольников»……………………………………………20

2.1. Паспорт проекта «Ментальная карта как средство познавательного развития дошкольников»…………………………………………………………………………..20

2.2. Актуальность проекта………………………………………………………………21

2.3. Преимущества метода ментальных карт …………………………………………22

2.4. Формы организации образовательного процесса, виды деятельности…………23

2.5. Этапы реализации проекта………………………………………………………...24

 

ВЫВОД…………………………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету»

К.Д. Ушинский

На современном этапе развития Российское дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного общего образования. Центральной идеей непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Встраиваясь в общую систему образования дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Каждый ребёнок от рождения по-своему уникален, задача же воспитателя – создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной. В дошкольных образовательных организациях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение обучаться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом воспитаннике жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это помогает решить такая технология интенсификации обучения как метод использования ментальных карт. Ментальные карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации, развития познавательных способностей дошкольников. Отличительным свойством данного метода является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина, которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия. Английский психолог Тони Бьюзен является основоположником метода использования ментальных карт. Этот метод он рекомендовал использоваться в разных сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми. Метод обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками. Термин  “ментальная карта”  с английского языка дословно переводится, как «карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное, создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков. На сегодняшний день данный метод называют по-разному: “Карты ума”,  “Интеллект карты”,  “Карты знаний”,  “Мыслительные карты”. Цель создания карты мыслей, по мнению Тони Бьюзана, это желание навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

В классических версиях основная идея рисуется в центре, а все дополнительные -  вокруг. Можно рисовать ментальные карты слева направо, можно сверху вниз, можно “ромашкой” или “звездочкой”. Главное - фиксировать ход мыслей.

Актуальность данной проблемы и собственный интерес послужили поводом выбора темы выпускной работы: Инновационный проект «Ментальная карта как средство познавательного развития дошкольников».

Цель выпускной работы: исследование возможностей метода проектов для

познавательного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить литературу по использованию метода проектов, в которой

отражена проблема исследования.

2. Проанализировать деятельность научных сотрудников, педагогов

по внедрению метода проектов в образовательную практику.

3. Разработать проект, направленный на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс МДОО метода интеллект-карт

Предмет исследования: ментальные карты как средство познавательного развития дошкольников.

Методы исследования:

- теоретический анализ состояния проблемы по данным психолого-педагогической и научно-методической литературы;

- наблюдение за деятельностью детей;

- педагогический эксперимент;

- беседы с родителями.

 

РАЗДЕЛ І. Теоретические основы инновационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

 

1.1. Современный подход новых инновационных технологий в дошкольном образовании.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют своё внимание на ребёнке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании ментальных карт. В информационной среде дошкольного образования карты получили название «Интеллектуальные»—это построение на бумаге алгоритма, схемы понятий связанных одной темой и распределение их на подтемы, которые в свою очередь наполняются своими направлениями и темами.

Ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Ментальная карта является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное взаимодействие детей, воспитателей, узких специалистов, педагогов дополнительного образования и родителей. Карта является продуктом детской деятельности, что тоже важно. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями явлениями природы или предметами и людьми. Главное систематизировать знания. Воспитатель при обсуждении и создании карты легко определяет багаж знаний детей по выбранной теме. И если на первом этапе карта отражает только то, что дети знают, то на последнем этапе четко видно, что дети еще узнали, какой материал освоили в рамках выбранной темы. Создание карты легкий и достаточно динамичный процесс. Он не требует предварительной подготовки от детей, в работе используется не большое количество материала (иногда достаточно карандашей и листа бумаги). Ментальные карты дети составляют и заполняют как сотрудничая с взрослым, с детьми своей группы так и самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как и где нарисовать), творчески подходят к созданию карты выбираю как обозначат направления (рисунок, аппликация, коллаж и т.п.). В результате использования данной технологии формируется привычка соблюдать правила группы, умение работать в команде, договариваться. Первые занятия по созданию ментальных карт знакомят детей с понятием «план», а также формируют у детей способность планировать свою деятельность при достижении поставленной цели. Ребенку в детском саду совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство воспитанников с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку. Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно - следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений. Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему. Взрослым важно рассуждать вместе с ребёнком, увлекать его деятельностью по созданию карты, помогать выбрать направления, интересные дошкольнику. Карта помогает мотивировать ребёнка к организации познавательно – исследовательской деятельности: созданию фотографий, поиску картинок, собственному изображению различных предметов и явлений с помощью знаков и символов. Начинать использовать интеллектуальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности. Например, в коммуникативной деятельности для составления рассказов, пересказов и для построения речевых высказываний в ситуации общения. В познавательно-исследовательской деятельности для систематизации знаний в области естествознания, математики, природы и формирования познавательной мотивации. В изобразительной деятельности - творческое изображение реальных предметов и явлений с помощью рисунков, знаков и символов. Большую роль играет интеллектуальная карта в проектной деятельности. Она позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать умозаключения и выводы. Создание карты помогает наладить эффективное сотрудничество детского сада с семьёй. У родителей появляется хорошая возможность стать активным участником в организации воспитательно-образовательного процесса.

Свойства ментальных карт:

Наглядность - в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

 Привлекательность -  хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Своевременность -  ментальная карта помогает выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество -  карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения

Возможность пересмотра - пересмотр ментальной карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Интеллектуальная карта уникальна, так как по одной теме в группах разные дети составляют разные карты (подбирают картинки, символы, знаки, те, которые они считают нужными). Благодаря тому, что карта разбита на блоки, она хорошо запоминается. Интеллектуальная карта интересна, как воспоминание о проделанной работе. Интересно дополнить карту через год. Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления; возникают идеи, появляется возможность дописать, дорисовать.

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

- педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);

- воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);

- дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).

Особенности работы с ментальными картами в детском саду:

Для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста ментальная карта является по сути демонстрационной, опорной  таблицей. При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

Воспитанники старшего дошкольного возраста способны составить интеллектуальные  карты по образцу и под руководством воспитателя. При этом дети говорят, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, ищут ключевые слова. Результатом их деятельности становится творческий продукт. В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).

Какие навыки позволяют развить ментальные карты?

- умение классифицировать;

- умение планировать;

- умение обобщать, размышлять;

- инициативность;

- самостоятельность;

- речь, умение составлять рассказы по лексическим темам;

Существует определенный алгоритм при составлении ментальных карт.

Сначала совместно с детьми  выбираем тему. Далее обсуждаем ее, подбираем  информацию (рассуждаем, отвечаем на вопросы, последовательно излагаем  свои мысли, подбираем картинки). Основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки.

Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет.

 Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Законодательно-нормативное обеспечение:

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»

Программное обеспечение:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

2.Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).

 

 

 

Особенности применения интеллектуальных карт в познавательном развитии дошкольников.

Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию. Правополушарное мышление является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Правое полушарие охватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений, улавливая множество деталей и связей между ними. Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников. При построении интеллектуальных карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов. Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие 8 рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

Добавляются символы и иллюстрации.

Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.

Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.

Применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Понятно, что педагог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию познавательной активности, словаря и связной речи. В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Воспитательно-образовательный процесс с применением интеллектуальных карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня. Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметы, учится различать видовые понятия. Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

Образовательные задачи, которые решаются при использовании интеллект-карт. В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать образовательные задачи:

- развивать психические функции (память, мышление и внимание);

- стимулировать речевую активность, развивать связную речь;

- развивать познавательную активность и любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

-формировать элементы самостоятельности и целенаправленности собственных действий;

- развивать творческую активность и воображение;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллект-карта позволяет, учит, способствует, развивает…

 

Выделять главноеОбобщатьСистематизироватьПолучать знанияОбобщать знанияПроверять знания

ПОЗВОЛЯЕТУЧИТ П

Интеллект-карта

лект-карта

 

 

СПОСОБСТВУЕТРАЗВИВАЕТ

ПамятьМышлениеВоображениеОбучениюКонцентрации вниманияЗапоминаниюМышлениюМотивацииМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по составлению интеллектуальных карт:

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде:

моделей-образов,

рисунков детей,

картинок,

вырезанных из журналов, газет,

собственными символами.

Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Интеллект - карта в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на несколько этапов: сбор материала о предмете или объекте, создание интеллект-карты (индивидуально или фронтально), закрепление и обобщение материала.

Без развития мыслительных процессов невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок мыслит, тем он больше интеллектуально развит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. Инновационный проект «Ментальные карты как средство познавательного развития дошкольников »

 

2.1. Паспорт инновационного проекта «Ментальные карты как средство познавательного развития дошкольников»

Современные требования к дошкольному образованию в Российской Федерации определяют задания познавательного развития детей. Овладение приёмами логического мышления способствует формированию у ребёнка целостной картины мира и активизирует познавательные способности, умение размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать своё мнение, делать простые умозаключения.

Тип проекта: информационно - практико- ориентированный - творческий

Автор проекта: Петренко Н.А. старший воспитатель МДОО «Ясли-сад № 4 «Малыш» г. Харцызска»

Участники проекта: дети младшей группы и их родители, воспитатели группы «Радуга» Петренко Н.А., Шестакова С.Н.

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023 - май 2026 года).

Цель проекта: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода интеллект – карты.

Ключевой вопрос: Как метальные карты могут помочь мне познать окружающий мир?

Задачи проекта:

С

оздать условия для овладения детьми технологией

заполнения

и

нтеллект-

карты;

Ф

ормировать познавательные действия,

становление сознания, развивать

воображение и творческую активность;

3) развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

4) Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

5) Развивать  умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;

6) Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;

7) Ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;

8) Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

 

2.2. Актуальность проекта

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров. Тенденция современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, которые будут способствовать интенсификации процесса обучения. Наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Ментальных- карт. Метод ментальных карт оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей дошкольного возраста.

Законодательно-нормативное обеспечение проекта

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»

Программное обеспечение проекта

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

2.Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);

 

Ресурсное обеспечение: ватман, цветные маркеры, клей, разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, презентации, интернет – ресурсы.

 

 

2.3. Преимущество ментальных карт в том, что:

1. учит (выделять главное, обобщать, систематизировать)

2. развивает (память, мышление, воображение)

3. позволяет (получать знания, обобщать знания, проверять знания)

4. способствует (обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации)

5. Их легко составить

6. Можно запомнить быстро и качественно много информации.

7. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

Преимущества метода метальных карт:

- Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

- Привлекательность. Ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в ментальной карте, легко запоминается.

- Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

- Креативность. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

- Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

 

2.4. Формы организации образовательного процесса, виды деятельности.

1) С детьми: занятия по речевому и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти;

2) С педагогами: проведение консультаций, мастер – классов, семинар – практикумов по изготовлению интеллект- карт;

3) С родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса, открытый показ занятия.

Ожидаемые результаты.

- повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;

- сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

- связная речь детей стала грамотнее, логичнее;

- повысилось профессиональное мастерство педагогов;

- родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, выросла их удовлетворенность подготовкой детей к школе.

 

2.5. Этапы реализации проекта

Проект состоит из 3-х этапов:

1. Организационно - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2023 г.).

2. Основной – практический (ноябрь 2023 г.- апрель 2026 г.)

3. Заключительный (аналитический) (май 2026г.)

1 Этап. Подготовительный (информационно-аналитический):

- отбор участников проекта, подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

- вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.

Сентябрь 2023 г. - сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта.

Октябрь 2023 г. - консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду»

Ноябрь 2023 г. - консультация для педагогов «Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании»

2. Этап. Основной (практический):

- консультации в уголок для родителей по теме проекта;

- мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт;

- подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт;

- создание интеллект - карт с участием детей и родителей;

- занятия с применением метода интеллект - карт;

- семинар – практикум с педагогами по применению в практической работе метода интеллект - карт;

- дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.

Ноябрь 2023 г. - продукт проекта «Сохраним природу вместе»

Декабрь 2023 г. - итоговое мероприятие по тематической неделе «Одежда»

Февраль 2024 г. - итоговое мероприятие по тематической неделе «Зимушка - зима»

Апрель 2024 г. - знакомство родителей с промежуточными результатами проекта.

Май 2024 г. - итоговое мероприятие по тематической неделе «Весна - красна»

Октябрь 2024 г. - занятие по ознакомлению с окружающим миром «Берегите, животных!»

Февраль 2025 г. - итоговое мероприятие по тематической неделе «Жизнь на Севере»

Май 2025 г. - обобщающее занятие по познавательному развитию по теме «Мой город»

Сентябрь 2025 г. - занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Октябрь 2025 г. - семинар-практикум для педагогов «Использование метода интеллект -карт в вопросах речевого развития дошкольников».

Ноябрь 2025 г. - занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Декабрь 2025г. - мастер – класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком»

Январь 2026 г. - занятие по РЭМП «Знакомство с арифметической задачей»

Февраль 2026 г. - занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект- карт на тему «Составление рассказа о зиме»

Март 2026 г. - индивидуальная работа по составлению интеллект - карт.

Апрель 2026 г. - совместная деятельность родителей и детей.

3. Этап. Заключительный (аналитический):

- анализ результатов проекта;

- диссеминация педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

С внедрением ФГОС в дошкольное образование, мы стараемся найти новые, современные формы, методы, подходы в педагогической деятельности. Изучив методическую литературу, интернет - ресурсы, я обратила внимание на метод «Ментальных карт», изучила и стала использовать его в своей работе. На мой взгляд инновационный проект является достаточно познавательным и результативным. В результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию и наполнению интеллектуальной карты, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Интеллектуальная карта стимулирует детей к общению. Совершенствуются социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и учатся устанавливать причинно-следственные связи. Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе.

Я предлагаю введение метода Ментальных - карт и в других группах МДОО №4.

Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Акименко, В.М.

Применение интеллектуальных карт в

процессе обуче

ния дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

«

Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом

Минобрнауки

России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа

Минпросвещения

России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом

Минпросвещения

России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);

6. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления = MindMapMastery. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. —

208 с.

7. Сиббет, Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = VisualMeetings/ HowGraphics,

StickyNotes&IdeaMappingCanTransformGroupProductivity. — М.: Альпина

Паблишер, 2013. — 280 с.

8. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.

Швайко. – М., 1983.

9. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.

10.Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. - Анапа, 2019.

11. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов. -

а. Хакуринохабль, 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

МАСТЕР-КЛАСС

для родителей

«Создание интеллектуальных карт с ребенком»

Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо , что пришли на мой мастер-класс. Сегодня вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт основывается на нагляднообразном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи: - развивать психические функции (внимание, память, мышление); - стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка; - развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность; - развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; - формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развивать воображение и творческую активность; - формировать преемственность между детским садом и школой; Что она из себя представляет? Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно: - в работе (создавать рабочие планы; планировать события, бюджет; устроить мозговой штурм и т.д.) 29 - в образовательной деятельности (для сбора информации; для запоминания и обобщения изученного материала; для развития связной речи при составлении рассказов. - в быту (использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел; расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений; создать Ваше личное генеалогическое дерево; описать структуру проведения праздника или иного события; спланировать отдых) Создание: как составить интеллект-карту? К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной. Поэтому я предлагаю рассмотреть основные правила-алгоритм, как составить интеллект-карту. Наверное каждый из вас сталкивался с такой проблемой как, что почитать детям дома? Какая сказка или какое стихотворение соответствует тому или иному возрасту?

Поэтому предлагаю составить интеллектуальную карту «Читаем вместе»

1. Возьмите лист бумаги (ватман), расположите горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.

2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.

3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему, в нашем случае это тема «Читаем вместе». Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты

4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначим ключевым словом, в нашем случае это возраст детей ( 3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет). Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит взаимосвязи в интеллект-карте.

5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления.

Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

- Итак : первая ветвь, детский возраст от 3до 4 лет.

-Что мы можем почитать детям в возрасте от 3 до 4 лет? - песенки, потешки; сказки народов России; поэзию и т.д. -Замечательно! Делим нашу веточку на несколько более мелких ветвей и отмечаем на карте первое ответвление это песенки и потешки; второе ответвление –сказки народов России; третье ответвление- поэзия Далее рисуем ответвление и записываем на карте название и автора песенки, сказки или стихотворения. В таком порядке моделируем и другие ветви. Благодарю Вас за работу, отличная карта у нас получилась Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни. Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни. Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью интеллектуальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты. Или, например после поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций из воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Рефлексия. Упражнение «Мишень». Уважаемые родители, я предлагаю вам оценить насколько была полезна для вас эта информация и прикрепить к мишени фишки (магниты). Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Мастер-класс для педагогов МДОО №4

Пояснительная записка

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются ментальные карты.

Автор данного метода британский психолог Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга. Она, как и нейрон, имеет радиальную структуру.

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации и техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить её. А также лучше воспринять, запомнить её. Метод ментальных карт помогает ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.

 Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с опытом использования метода Тони Бьюзена в своей профессиональной деятельности;

- познакомить с основными этапами методики Тони Бьюзена;

- показать основные правила построения интеллект – карт;

-научить алгоритму работы с интеллект-картой – как средством визуализация конечного продукта.

Категория: педагоги МДОО №4

Временные рамки: 20-30 мин.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Необходимые материалы и инструменты:листы формата А 4 по количеству участников мастер-класса, цветные карандаши, карточки – ассоциации, клей-карандаш, карточки с правилами построения интеллект-карт.

 

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать мастер-класс.Переработав огромное количество предложений из литературы, интернет- источников, я остановила свой выбор на методике английского психолога Тони БьюзенаMind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Рассмотрим подробнее данную методику.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов.

 

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

 

Обратим внимание на основные правила построения интеллект – карт.

Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

 

Рассмотрим таблицу «Влияние цвета на скорость восприятия информации».

Цвет

 

Значение

 

Скорость восприятия

Красный цвет

 

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Высокая

Желтый цвет

 

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Высокая

Оранжевый цвет

 

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Высокая

Синий цвет

 

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Средняя

Черный цвет

 

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя

Зеленый цвет

 

 

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Низкая

Коричневый цвет

 

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Низкая

Голубой цвет

 

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Низкая

 

Перейдём к практической части мастер-класса. У каждого из вас находится необходимый для создания интеллект-карты набор, это лист бумаги, клей, набор цветных карандашей, ассоциативные карточки и карточки с правилами построения вашего интеллектуального продукта.

Сегодня, мы будем с вами пользоваться ассоциативными карточками для того, чтобы не выйти за временные рамки мастер-класса, но если вы захотите применить данную технологию в своей работе, я рекомендую отказаться от их использования и зарисовывать образы, включая в работу своё образное мышление.

Итак, уважаемые коллеги! Сегодня мы попробуем с вами составить интеллект – карту, которая будет носить название «Современный педагог».

Ж елаю вам, уважаемые коллеги, результативности в вашей профессиональной деятельности. Спасибо за внимание!

Карточка с правилами построения интеллект-карт.

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты.
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×