Мероприятия "Дни народного календаря" | Елена Борисовна Борисова. Работа №291390
Автор: Елена Борисовна Борисова
Народный земледельческий календарь являлся значительным явлением в духовной культуре русского народа. Он направлял все сферы жизни русского крестьянства - семейную, общественную, производственную. Хочу поделиться серией конспектов мероприятий, проводимых по этой теме по разным дошкольным возрастам.
Чтобы провести театральное представление по знакомству детей 2 младшей группы с календарным днём "Прокопьев день", необходимо было разработать перспективный план на неделю. В него входили и НОДы, и повседневная деятельность, и обогащение предметной среды.
Педагогический творческий проект
«Праздничные традиции русского народа – Прокопов день»
Автор: Педагог МКДОУ «Детский сад № 13 г. Киренска» Борисова Е. Б.
Тип проекта:
По доминирующему методу: творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный – 1 неделя
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: Родители и дети группы «Воробушки».
Руководитель: Педагог группы Елена Борисовна
Средства реализации: Помощь родителей, музыкального руководителя.
Цель проекта: Активизация творческого потенциала родителей и детей. Развитие у детей
дошкольного возраста интереса к русской народной культуре в процессе
ознакомления с календарным праздником – Прокопов день.
Задачи проекта
1. Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию.
2. Приобщать детей к народной культуре через народные праздники, как средство выражения
национального характера
3. Формировать навыки общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.
4. Приобщать к таланту и мастерству предков, учить бережно, относиться ко всему тому, что они
создали и оставили нам. Дорожить своим прошлым, как достоянием.
5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности
дошкольника.
6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой
деятельности.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: Организует образовательные ситуации, консультирует родителей. Оформляет
выставки работ. Составляет проект, сценарий досуга. Подготавливает выступления
детей. Проводит предварительную работу по изучению темы.
Дети: Принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.
Родители: Совместно с педагогом помогают в организации выставок «Русские санки для куклы»
Предполагаемый результат проекта:
Возможность каждой желающей семье принять участие в подготовке и оформлении выставки.
План реализации проекта
Цель: Дать детям представление об истории русского народа: быт, традиции, дни народного календаря.
Приобщать детей к народной культуре через знакомство с предметами быта старины.
Развивать творческое воображение, образную речь, нравственные качества личности дошкольника.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам, уважительное отношение к русской культуре.
Мероприятия
Задачи
Участники
Совместная деятельность с детьми
1. Знакомство с музеем ДОУ «Русская изба»
2. Детское чтение русской народной сказки «Колобок»
3. Рассматривание репродукций картин русских художников о
старинных зимних забавах
4.Ознакомление с музыкальной сказкой – оперой «Колобок»
5. Объяснение незнакомых старинных слов: «Прокопов день»,
«вехи ставить», «рукодельничать», «санничать», «на полатях».
6. Знакомство с предметами быта старины, способные издавать
музыкальные звуки (стеклянные бутылки, стиральная доска, сито,
деревянные ложки, свистульки, трещотка)
7. Разучивание песни «Ладушки», танец «Поссоримся - помиримся»
8. Игра на самодельных народных инструментах (ложках)
9. Занятия по изобразительной деятельности «Колобок»
10. Лепка «Колобок»
11.Народные подвижные игры «Дедушка Рожок», «Найди свое место»
12. «К нам пришла зима» Знакомство с характерными особенностями
сезона. Знакомство с лэпбуком «Зимушка для самых маленьких».
2. Совместная деятельность с взрослыми
1. Театрализованное представление «На полатях»
2. Информационные консультации для родителей по теме
3. Оформление музыкального зала.
4. Организация выставки поделок, сделанных руками родителей
«Русские санки для кукол»
Способствовать развитию творческих возможностей детей
Воспитатель
Музыкальный руководитель, дети
Воспитатель
Родители
Перспективный план недели – «Прокопов день»
Понедельник
1.Утром внести в центр книги иллюстрации к русским народным сказкам, в том числе «Колобок»
2. Вспоминаем потешку «Еду-еду к бабе, к деду...»
3. Занятие познавательного цикла «Зима белоснежная» (В.Н. Волчкова стр. 182 «Развитие и воспитание
детей младшего дошкольного возраста»)
Вторая половина дня
1. Детское чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»
(В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» стр. 37)
2. Ознакомление с музыкальным произведением: П. И Чайковский цикл «Времена года» «Декабрь»
Вторник
1.Утром внести в познавательный центр репродукции картин русских художников о старинных зимних
забавах. Рассматривание, беседа о том, чем заняты дети.
2. Музыкальное занятие.
Разучивание танца «Поссоримся – помиримся», пение песенки «Ладушки, ладушки»
Вторая половина дня
1. Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба». Тема «Жилище русского человека» (Л.В. Коломийченко
«Занятие для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию» стр. 57)
2. Приглашаем ребят старшей группы для показа лепки колобка из соленого теста.
Среда
1.Утром объяснение незнакомых старинных слов: «Прокопов день», «вехи ставить», «санничать»,
«рукодельничать», «на полатях».
2. Занятие по лепке «Колобок» (Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 36)
3. Для закрепления знаний играем в игру «Найди свое место»
Вторая половина дня
1. Изображение солнца и солнечных лучей (рисование ватными палочками круга).
2. Народная подвижная игра «Дедушка Рожок». Разучивание текста.
3. Загадывание загадок о зиме. Подбор соответствующих карточек.
Четверг
1.Утром внести в центр природы лэпбук «Зимушка для самых маленьких». Закрепление характерных
особенностей сезона.
2. Занятие по изобразительной деятельности «Колобок» (разработка)
3. Музыкальное занятие
Прослушивание музыкальной оперы – сказки «Колобок»
Выполнение ритмического танца, исполнение детьми игры на русских деревянных ложках
Вторая половина дня
1.Знакомство с предметами быта старины, способные издавать музыкальные звуки (стеклянные
бутылки, стиральная доска, сито, деревянные ложки, свистульки, трещотка)
2. Народная подвижная игра «Дедушка Рожок» (закрепление правил).
Пятница
1. Организация выставки поделок, сделанных руками родителей «Русские санки для кукол»
2. Театрализованное представление «На полатях»
Вторая половина дня
1.Чтение сказки «Чудо – свистулька»