Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Местоположение и природные условия Древнего Египта | Федорова Елена Владимировна. Работа №342929. Номер работы: №342929

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Разработка урока истории для 5 класса  по теме Местоположение и природные условия Древнего Египта. 

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях  хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории

 

Разделы: Преподавание истории и обществознания

 

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

 

Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».

 

ХОД УРОКА.

 

I. Оргмомент

 

II. Тема урока

 

Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.

 

Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.

 

– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».

 

Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.

 

III. Изучение нового материала

 

1. Географическое положение (15 мин.)

 

При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира»

С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света.

Выслушав учащихся, учитель подводит их к правильному ответу:

 

Словарная работа:

 

ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

 

– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.

 

ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

 

Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)

 

Объяснение учителя:

 

С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо)

В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.

 

Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.

 

 

 

2. Климатические условия (15 мин.)

 

Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём начинает прибывать, река выходит из берегов, затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».

Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том, что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.

 

Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик.

– Те климатические условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)Климатические условия

Занятия египтян

1. Солнечное тепло круглый год.

2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.

3. Разливы Нила приносили влагу. Возделывание земли – стало основным занятием египтян.

 

 

3. Занятия египтян (8 мин.)

 

– Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие?

1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому, что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека.

2. Для преодоления трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.

 

Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:

 

ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления.

КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.

 

3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.

 

Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)

 

1. Государство Египет возникло на берегах Нила?

2. Египтяне в возделывании земли не испытывали никаких трудностей?

3. Люди селились только по берегам реки?

4. Трудности объединяли людей в соседские общины?

 

 

 

Домашнее задание (3 мин.)

 

1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Выучить определение слов записанных в тетради.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×