Местоположение и природные условия Древнего Египта | Федорова Елена Владимировна. Работа №342929. Номер работы: №342929
Разработка урока истории для 5 класса по теме Местоположение и природные условия Древнего Египта.
Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"
Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории
Разделы: Преподавание истории и обществознания
Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент
II. Тема урока
Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.
Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.
– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».
Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.
III. Изучение нового материала
1. Географическое положение (15 мин.)
При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира»
С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к правильному ответу:
Словарная работа:
ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.
ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)
Объяснение учителя:
С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо)
В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.
Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.
2. Климатические условия (15 мин.)
Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём начинает прибывать, река выходит из берегов, затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том, что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.
Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)Климатические условия
Занятия египтян
1. Солнечное тепло круглый год.
2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.
3. Разливы Нила приносили влагу. Возделывание земли – стало основным занятием египтян.
3. Занятия египтян (8 мин.)
– Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому, что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.
Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:
ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.
3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.
Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)
1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?
Домашнее задание (3 мин.)
1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.