Метафорические ассоциативные карты: инструмент для работы с детьми и подростками в кризисных ситуациях | Григорьева Вероника Сергеевна. Работа №345604
Аннотация. В статье рассматриваются метафорические ассоциативные карты (МАК) как эффективный инструмент психологической работы с детьми и подростками, находящимися в кризисных ситуациях. Описаны особенности применения МАК в работе с эмоциональными трудностями, страхами и стрессом, а также показана их роль в создании безопасной среды для самовыражения. Приведены примеры использования МАК для развития эмпатии, самоанализа и решения внутренних конфликтов.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, дети, подростки, кризисные ситуации, эмоциональная поддержка, самовыражение, стресс.
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ: ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Григорьева Вероника Сергеевна, педагог-психолог
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия города Малоярославца
Аннотация. В статье рассматриваются метафорические ассоциативные карты (МАК) как эффективный инструмент психологической работы с детьми и подростками, находящимися в кризисных ситуациях. Описаны особенности применения МАК в работе с эмоциональными трудностями, страхами и стрессом, а также показана их роль в создании безопасной среды для самовыражения. Приведены примеры использования МАК для развития эмпатии, самоанализа и решения внутренних конфликтов.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, дети, подростки, кризисные ситуации, эмоциональная поддержка, самовыражение, стресс.
Кризисные ситуации в жизни детей и подростков могут проявляться в виде эмоционального напряжения, стрессов, страхов, утраты контроля над ситуацией и проблем в общении. Для эффективной работы с такими состояниями психологи используют различные методы, одним из которых являются метафорические ассоциативные карты (МАК). МАК — это визуальный инструмент, который помогает детям и подросткам выразить свои эмоции, осознать внутренние переживания и найти решения кризисных ситуаций через ассоциации и метафоры.
Метафорические ассоциативные карты представляют собой наборы изображений, которые могут интерпретироваться детьми и подростками в зависимости от их личного опыта, ассоциаций и эмоционального состояния. Эти карты не несут прямого смысла, а дают возможность каждому увидеть в изображении то, что соответствует его внутренним переживаниям в данный момент. Это делает МАК особенно полезным для работы с детьми и подростками, которым сложно вербализовать свои эмоции или понять, что именно они чувствуют.
Роль МАК в работе с кризисными ситуациями заключается в том, что они помогают создать безопасное пространство для выражения чувств и мыслей, не вызывая у ребенка или подростка чувства угрозы или стеснения. Например, при работе с подростком, переживающим развод родителей, использование карт может помочь ему выразить свои переживания через метафоры, что облегчает осознание и обсуждение болезненных эмоций. Психолог может предложить подростку выбрать карту, которая, по его мнению, отражает его текущее состояние, а затем помочь интерпретировать изображение и обсудить ассоциации.
Снятие эмоционального напряжения и работа со страхами с помощью МАК позволяет детям и подросткам безопасно прожить и осознать свои страхи и тревоги. Например, если ребенок испытывает страх перед неизвестностью или изменениями в своей жизни, использование карт может помочь ему выразить этот страх через метафору, что сделает его менее пугающим и позволит обсудить возможные пути преодоления. Психолог может предложить ребенку выбрать карту, которая символизирует его страх, и обсудить, как можно справиться с этой ситуацией или изменить её восприятие.
Развитие эмпатии и понимания чужих эмоций — важный аспект работы с МАК. В процессе обсуждения карт дети и подростки учатся видеть ситуацию с точки зрения других людей, что способствует развитию эмпатии и улучшению межличностных отношений. Например, при работе с подростками в группе психолог может предложить им выбрать карты, которые, по их мнению, отражают эмоции другого человека в кризисной ситуации. Это помогает детям осознавать чувства других людей, учиться быть внимательными к эмоциям окружающих и развивать навыки общения.
МАК как инструмент для работы с внутренними конфликтами и самоанализом. Психолог может использовать метафорические карты для помощи подростку в осознании внутренних конфликтов и поиске решений. Например, подросток, испытывающий трудности в принятии решений или находящийся в состоянии неопределенности, может выбрать карты, символизирующие его противоречивые эмоции, и обсудить их с психологом. Этот процесс помогает подростку осознать свои чувства, расставить приоритеты и найти компромиссное решение, что способствует развитию навыков саморефлексии.
Применение МАК в групповой работе с подростками позволяет создать атмосферу доверия и взаимной поддержки. Психолог может предложить группе выбрать карты, которые отражают общие для всех чувства или переживания, и обсудить их в группе. Это помогает подросткам осознать, что они не одиноки в своих переживаниях, что их чувства нормальны и могут быть поняты и поддержаны другими. Такая работа способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания и эмоциональной поддержки в группе.
Арт-терапия и метафорические карты могут быть объединены в рамках работы с детьми и подростками в кризисных ситуациях. Психолог может предложить ребенку нарисовать своё состояние после работы с картами или создать собственные изображения, символизирующие эмоции и переживания. Это позволяет глубже проработать эмоциональные состояния и стимулирует творческое самовыражение, что особенно важно для детей, испытывающих трудности в вербализации чувств.
Подводя итог, можно отметить, что метафорические ассоциативные карты являются эффективным инструментом для работы с детьми и подростками в кризисных ситуациях. Они помогают создать безопасное пространство для выражения эмоций, способствуют самоанализу, развитию эмпатии и осознанию внутренних конфликтов. Работа с МАК позволяет детям и подросткам не только понять свои эмоции, но и найти пути для их преодоления, что является важным шагом в процессе личностного развития и адаптации к сложным жизненным ситуациям.
Список литературы
Тугарева
И. А.,
Кролевецкая
Е. Н. Метафорические ассоциативные карты как инструмент рефлексии в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования
,
2023
.
Чурсинова
О.В.
Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент педагога-психолога в работе с
девиантными
подростками
//
International
Journal
of
Humanities
and
Natural
Sciences
, vol.8-1, 2019
.