Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога | Светлана Геннадьевна Попова. Работа №320993. Номер работы: №320993
Метафорические ассоциативные карты – уникальный инструмент и помощник специалиста, работающего с группами (психолога, педагога, консультанта, воспитателя и т.д.). Как инструмент карты обладают большим количеством плюсов, главные из которых – простота использования и экологичность или безопасность для клиента.
Метафорические ассоциативные карты – это картинки, на которых изображены лица, предметы и сюжеты.
Работа с картинками происходит через ОБРАЗЫ, которые с первых минут захватывают воображение человека и поднимают на поверхность неосознаваемые им чувства и мысли.
Диапазон применения проективных карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях, для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи. Они являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ – это сравнительно новый тренд в практической психологии.
Метафорические ассоциативные карты – уникальный инструмент и помощник специалиста, работающего с группами (психолога, педагога, консультанта, воспитателя и т.д.).
Как инструмент карты обладают большим количеством плюсов, главные из которых – простота использования и экологичность или безопасность для клиента.
Изначально карты являются проективной методикой. Важен не заложенный изначально исследователям или художником смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Работа с картинками происходит через образы, которые с первых минут захватывают воображение человека и поднимают на поверхность неосознаваемые им чувства и мысли.
Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с ребенком или взрослым, диагностировать проблему, прояснить и осознать актуальные переживания и человека, его незавершенные внутренние процессы.
В процессе работы с образами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием. Картинка меняется, а вместе с ней меняется и внутреннее пространство человека, которое ранее было заполнено напряжением.
Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры. Карты стимулируют творческий потенциал, коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен.
Таким образом, диапазон областей использования метафорических карт весьма широк, вот некоторые из них:
- коммуникационные игры и тренинги;
- создание положительной (безопасной) обстановки,
- развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
- коррекция и терапия межличностных отношений;
- терапия детско-родительских отношений;
- помощь в разрешении конфликтов;
- помощь в преодолении стрессов;
- проработка и терапия страхов;
- работа с психосоматическими явлениями;
- развитие творческого потенциала детей и взрослых;
- командообразование;
Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».
Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам.
Преимущества применения МАК при работе с детьми:
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность.
3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.
4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу.
5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.
7. МАК развивают творческую составляющую.