Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Метапредметные компетенции при подготовке к ИС | Любовь Павловна Фисивная. Работа №335114

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Универсальные знания и способы - метапредмет. Мета "–(«за», «через», «над») можно назвать мыследеятельностью. Вызов времени обусловлен переходом от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. Следует обратить внимание на ряд методик, которые формируют метапредметные навыки:

технология развития  критического мышления,

эвристическое обучение;

метод синектики.

Формируя метапредметные навыки в образовательном процессе,  учитель должен уметь сценировать, создавать урок. 

 

 

«Способы формирования метапредметных знаний при подготовке к итоговому собеседованию» .

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

Универсальные знания и способы - метапредмет. Мета "–(«за», «через», «над») можно назвать мыследеятельностью. Вызов времени обусловлен переходом от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. Следует обратить внимание на ряд методик, которые формируют метапредметные навыки:

технология развития критического мышления,

эвристическое обучение;

метод синектики.

Формируя метапредметные навыки в образовательном процессе,  учитель должен уметь сценировать, создавать урок. Главная задача – научить самостоятельному поиску, систематизации, интерпретации материала. Акцент при работе с текстом смещается на индивидуальное осмысление и принятие предлагаемой учителем информации. Следовательно, возникает необходимость работать не с передачей информации и не с умениями-навыками, а со способностями учащихся. На метапредметном уроке происходит   интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Метапредметная деятельность включает все УУД.

Основные признаками метапредметного урока - активизация интереса и мотивации обучения учащихся,  экспериментальная, поисковая, самостоятельная деятельность,  рефлексия. На метапредметном уроке происходит перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Решая практическую задачу, педагог учит находить решение проблемной ситуации через исследовательскую, игровую деятельность эвристическую, дискуссионную, коммуникативно-диалоговую, проектную. Современный подросток , увлеченный цифровыми технологиями, все больше отстраняется от чтения книг. Погружаясь в мир виртуальной экскурсии, ребенок теряет понимание вечных ценностей. Нивелировать этот провал помогает итоговое собеседование, готовясь к которому, необходимо подключать все учебные универсальные действия.

Рассмотрим варианты формирования метапредметных навыков.

Задание 1. Для чтения на итоговом собеседовании , как правило, предлагается несложный повествовательный текст о выдающемся деятеле науки или культуры, либо информация об известном архитектурном сооружении, либо повествование о каком-либо важном открытии или жизненном явлении.

Приемы работы по 1 заданию: разметки текста партитурными знаками, чтобы интонировать текст. Наибольшую сложность вызывают случаи произношения числительных. Можно предложить работу с сигнальными карточками, орфографические карточки, грамматические разминки, конкурсы дикторов.

Улучшить скорость чтения можно с помощью «Лесенки слов». Суть такого метода заключается в том, чтобы с каждой новой строчкой увеличивать количество слов:

Солнце

Солнце светит

Солнце светит на ясном небе

Солнце светит на ясном небе, озаряя золотом окрестности сада. Такой прием помогает тренировать дыхание, произносить длинные фразы как единое целое и избегать паузы там, где она не нужна.

Для отработки способностей научиться читать последовательно, не перепрыгивать через слова, к которым потом придется возвращаться, может научить прием «Таблица Шульте». Условно лист ватмана делим на квадраты ( обычная таблица размером 5 на 5 квадратов) , в них вписываем числа в произвольной последовательности. Нужно как можно быстро и последовательно найти все числа в таблице. Такая работа позволит расширить угол зрения, научит читать быстро, научит не упускать содержимого текста. Для первого задания , а именно отработки правильно произношения числительных , возможно использовать прием «Умная шпаргалка» или «Сорбонка». Так, например, на одной стороне карточки числительное, на другой стороне верный вариант чтения. Эта работа проходит в паре. Проверяющий видит ответ и вместе с тем запоминает правильное чтение, затем роль в паре меняется.

Второе задание : пересказ текста с включением приведённого высказывания». Предлагаю использовать методы активного чтения:

- маркировка с использованием знаковой системы «+» «-» «?» «V»;

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные вопросы .

Здесь будет уместен прием построения логических цепочек. В качестве таких цепочек выступают глаголы. Последовательное фиксирование глаголов позволяет создать целостную картину текста, связывая воедино все микротемы, не упуская ни одну из них. Важно на этом этапе развивать память. Здесь уместна будет игровая технология по подобию игры «Немой телефон». Выходят за дверь 3 ученика. Заходит один и выслушивает пересказ ученика из класса. Приглашается следующий, находящийся за дверь , слушает пересказ защедщего и так далее. Можно выслушать 4- 5 учеников и вновь прочитать оригинал текста.

Другим приемом , отрабатывающим умение пересказа, является составление сюжетного плана, либо прием «Фишбоун»: обучение фиксированию данных от частного к общему. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Игра «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

Третье задание: Монологическое высказывание. Учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описание, повествование или рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Знание характерных особенностей типов речи - важный этап для формирования коммуникативных навыков. Конечно, наиболее простой способ - это заучивание клише по типам речи. Однако цель ИС заключается в том, чтобы выработать коммуникативную компетентность. Так, для описания характерна своя специфика. Ведущей частью речи в описании является прилагательное. Композицию можно отработать с помощью приема «Квадрат» - универсальный прием для этого типа речи. В квадрате всегда находятся определенные вопросы – подсказки::

● Кто изображён на фотографии? 
● Как он выглядит? 
● Какое у него выражение лица? 
● Где он находится? 
● Когда было сделано фото? 
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок? 
● Чем он занят? 
● О чём он, возможно, думает? 
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает? 
● Что больше всего привлекает в фотографии? 
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок? 

Отрабатывая навыки построения текстов повествовательного характера, предлагаю использовать прием «ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ». 1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано. Можно предложить использовать подсказку: каждая последующая мысль развивает предыдущую, используем слова – помощники: а потом, затем, далее, наконец.

Для темы 3- рассуждение- возможно использовать приём «Формула ПОПС». Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Задание 4 . Диалог с экзаменатором-собеседником. Приём “Жокей и лошадь” Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Упражнение «Интервью». Вопросы учителю задают дети. Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После того как педагог ответил на вопросы детей, он задает вопросы группе.

Дискуссия - модель работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является - обучение переносу  теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×