Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Метапредметные связи на уроках музыки | Кривенцева Юлия Ивановна. Работа №345385

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению метапредметных связей на уроках музыки в общеобразовательной школе. Особое внимание уделяется интеграции музыки с другими школьными дисциплинами, такими как литература, история, математика и изобразительное искусство. Показаны примеры эффективного использования метапредметного подхода для развития кругозора учащихся, формирования у них целостного восприятия знаний и повышения мотивации к изучению музыки.

          Ключевые слова: метапредметные связи, уроки музыки, интеграция, междисциплинарный подход, творческое развитие, обучение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Кривенцева Юлия Ивановна, учитель музыки

МАОУ средняя общеобразовательная школа №142

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению метапредметных связей на уроках музыки в общеобразовательной школе. Особое внимание уделяется интеграции музыки с другими школьными дисциплинами, такими как литература, история, математика и изобразительное искусство. Показаны примеры эффективного использования метапредметного подхода для развития кругозора учащихся, формирования у них целостного восприятия знаний и повышения мотивации к изучению музыки.

Ключевые слова: метапредметные связи, уроки музыки, интеграция, междисциплинарный подход, творческое развитие, обучение.

 

Метапредметные связи — это способ интеграции различных областей знаний, направленный на формирование у учащихся целостного восприятия мира. В основе метапредметного подхода лежит понимание того, что знания из разных дисциплин взаимосвязаны и дополняют друг друга. На уроках музыки использование метапредметных связей позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и углубить их понимание музыкального искусства через соприкосновение с другими предметами, такими как литература, история, математика и изобразительное искусство.

Музыка тесно связана с историей и культурой различных эпох, поэтому одним из важных направлений метапредметных связей является интеграция с уроками истории. Через музыку можно глубже понять особенности времени, в котором создавались те или иные произведения. Например, изучая музыку Баха, можно обсудить с учениками эпоху барокко, её стиль и художественные направления. Музыкальные произведения часто отражают важные исторические события. Прослушивание патриотических композиций, связанных с определёнными историческими периодами, позволяет детям почувствовать эмоциональное состояние людей того времени. Таким образом, история через музыку становится более живой и доступной, а учащиеся лучше понимают взаимосвязь между историческими событиями и культурными явлениями.

Литература и музыка также имеют тесную связь, что открывает большие возможности для метапредметного взаимодействия. Музыкальные произведения часто вдохновлены литературными произведениями, стихами или драматическими произведениями. На уроках музыки можно использовать тексты поэтов-классиков, которые легли в основу музыкальных произведений. Например, произведения Пушкина, Лермонтова и Гёте стали основой для создания множества романсов и арий в оперной музыке. Изучение таких произведений помогает учащимся не только развивать музыкальные навыки, но и углублять свои литературные познания. Сочетание литературного текста и музыки помогает лучше понять смысл произведения и эмоциональное состояние героев, развивает у детей эстетическое восприятие.

Изобразительное искусство также тесно связано с музыкой, так как обе эти области искусства стремятся выразить эмоции и создать определённое настроение. На уроках музыки можно использовать произведения живописи и скульптуры для создания ассоциаций с музыкальными произведениями. Например, при изучении творчества Модеста Мусоргского можно сопоставить его цикл «Картинки с выставки» с произведениями изобразительного искусства, которые вдохновили композитора. Это помогает детям глубже понять, как музыка может выражать визуальные образы, и развивает их воображение. Аналогичным образом, учитель может предложить детям нарисовать иллюстрации к музыкальным произведениям, что способствует развитию их творческих способностей и формированию ассоциативного мышления.

Математика, несмотря на свою удалённость от музыки на первый взгляд, также имеет важные точки пересечения с этим искусством. Музыкальная теория тесно связана с математическими понятиями: ритм, метр, тактовый размер — все это основано на числовых закономерностях. Музыкальные интервалы и аккорды можно объяснить через математические соотношения. Например, для младших школьников можно предложить задание по счёту долей в такте, что способствует как музыкальному, так и математическому развитию. Это помогает детям увидеть, что музыка — это не только творчество, но и наука, требующая точности и логического мышления. Таким образом, интеграция музыки и математики развивает у детей аналитические способности, учит их понимать структуру музыкального произведения.

Кроме того, метапредметные связи можно использовать для развития критического мышления и формирования у учащихся умения работать с информацией. На уроках музыки учитель может предложить ученикам анализировать музыкальные произведения с точки зрения различных аспектов: исторического контекста, литературной основы, структурных особенностей композиции. Такой подход развивает у учащихся умение смотреть на музыкальные произведения с разных точек зрения, оценивать их с учётом всех факторов. Это помогает не только углубить знания в музыке, но и формирует у детей способность к комплексному анализу информации, что важно в современном мире.

Метапредметные связи способствуют развитию у детей интереса к изучению музыки, так как делают уроки более разнообразными и увлекательными. Учащиеся понимают, что музыка не существует в изоляции, а является частью общей культурной и исторической картины. Это помогает им увидеть ценность музыкального искусства, развивает их общий культурный уровень и расширяет кругозор. Важно, чтобы учитель находил возможности для использования метапредметных связей на каждом уроке, делая акцент на интеграции музыки с другими областями знаний.

Ещё одним важным аспектом метапредметных связей является развитие у учащихся творческого потенциала. Музыка, литература, изобразительное искусство и другие дисциплины дают ученикам возможность свободного самовыражения и экспериментов. Например, на уроках музыки можно предложить детям написать собственное музыкальное произведение, вдохновлённое литературным или историческим сюжетом, либо создать звуковой фон для живописного произведения. Такие задания способствуют развитию у детей воображения, креативного мышления и способности к созданию оригинальных творческих продуктов.

Для учителя музыки важно не только объяснять теорию и учить детей исполнять произведения, но и формировать у них целостное восприятие мира через искусство. Использование метапредметных связей помогает сделать процесс обучения более интересным и многогранным. Учитель становится не просто наставником в области музыки, но и проводником в мир культуры, науки и творчества. Важно, чтобы каждый урок становился для учеников шагом к более глубокому пониманию не только музыки, но и окружающего мира в целом.

Таким образом, метапредметные связи на уроках музыки являются мощным средством для формирования у детей целостного восприятия знаний. Они помогают интегрировать музыкальное искусство с другими дисциплинами, расширяя кругозор учащихся и развивая их творческие и аналитические способности. Учитель музыки, используя метапредметные связи, способствует не только развитию музыкальных навыков, но и формированию у детей способности мыслить широко и креативно, что является важной частью современного образования.

 

Список литературы

 

Белобородова В.В. Метапредметный подход в профессиональной музыкальной педагогике // Кронос. 2019. №10 (37). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-v-professionalnoy-muzykalnoy-pedagogike (дата обращения: 29.09.2024).

Фефелова И.Н.

Метапредметность

на уроках музыки в начальной школе [Электронный ресурс] // https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8627

Худякова О.Г.,

Тюнис

Т.А.

Метапредметные связи на уроках музыки в 6 классе как средство формирования эстетической культуры из опыта работы [Электронный ресурс] //

http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19534

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×