Метапредметные технологии, как средство повышения самостоятельности" | Валентина Павловна Шубина. Работа №338346
Метапредметные технологии - это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.
Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика.
Тема.
«Метапредметные технологии, как средство повышения самостоятельности и творческой составляющей в учебно-воспитательном процессе.»
Учителя начальных классов
МАОУ « ОЦ-1 г.Вольска Саратовской области» (Корпус 3)
Шубиной Валентины Павловны
2024 год
Метапредметные технологии - это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.
Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Какие же метапредметные технологии можно выделить?
Проектная деятельность.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования
2)Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
2) Осмысление полученного опыта.
3) Обобщение (рефлексия).
4) Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы:
1) улучшить качество усвоения материала
2) развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
3) Личностно–ориентированные технологии обучения .
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
4)Интегративная технология .
Это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинноследственные связи, происходит формирование следующих умений: умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1) умение извлекать информацию из различных источников;
2) умение составлять план;
3) умение отбирать материал по заданной теме;
4) умение составлять письменные тезисы;
5) умение подбирать цитаты;
6) умение составлять таблицы, схемы, графики.
7) Формируются необходимые коммуникативноречевые метапредметные умения:
8) умение составлять связное устное высказывание;
9) умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
10) умение выделять интонационно-значимые части высказывания; 11) умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
12) умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
13) умение использовать различные средства наглядности;
14) умение выражать свое мнение и аргументировать его;
15) умение оформлять научноисследовательские работы;
16) умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
17) умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
5) Технология «Дебаты»
«Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров.