Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания | Ткацкая Светлана Николаевна . Работа №341837. Номер работы: №341837
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания является актуальной темой. Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни. Учащиеся должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. История и обществознание, как никакие другие предметы призваны решать перечисленные задачи. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания
(Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СШ №52 имени Героя Российской Федерации Шишкова А.В.» города Ульяновска С.Н.Ткацкой)
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания является актуальной темой. Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни. Учащиеся должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. История и обществознание, как никакие другие предметы призваны решать перечисленные задачи. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.
Сегодня все чаще говорится о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности.
Принцип «метапредметности» состоит также в составлении деревьев понятий, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема)
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Над формированием метапредметных результатов учитель работает на каждом этапе урока. Учитель передаёт не просто знания, а способы работы со знанием. На каждом этапе урока ученик должен понимать что он делает, для чего он это делает, как он это делает и какой получит результат. Работу по организации самостоятельной деятельности обучающихся, формирующую метапредметные результаты, условно можно разделить на три этапа: увлечь, научить, развить.
Чтобы увлечь, нужно замотивировать. Наличие мотивации ведет к формированию у обучающихся потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности. Чтобы замотивировать, нужно создать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – задание, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения. Важно использовать на уроках проблемные ситуации, направленные на сравнение, связанные с личным жизненным опытом обучающихся. Тогда дети становятся активнее и самостоятельнее, смелее высказывают своё мнение. Таким образом, формируется метапредметное умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Обучение в игре для обучаемого происходит незаметно. Однако, во всех случаях необходимо подвести обучающихся к понимаю объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями. Вовлекают в самостоятельную работу такие игровые задания, как кроссворды, ребусы, викторины. С помощью кроссворда обучающиеся отрабатывают навыки составления вопросов, терминологию и определения, закрепляют изученный материал. В итоге развиваются метапредметные действия: мотивы и интересы познавательной деятельности, умения определять способы действий в рамках предложенных условий, умения определять понятия.
На этапе «Научить» формируется база для развития умений работать самостоятельно. Для этого активно используются приёмы работы с текстом, составляющие основу смыслового чтения. При работе с текстом ученик должен научиться анализу, синтезу, сравнению фактов, событий, явлений, делать логический вывод. Встаёт проблема, как организовать урок с привлечением различных текстовых материалов и повысить интерес учащихся к чтению и самостоятельному получению информации? Существуют различные формы работы с текстами: составление вопросов к тексту и ответы на них, комментированное чтение текста, деление текста на смысловые части, составление плана, оставление сравнительных, хронологических таблиц, преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст и др. Например, составление простого плана относится к ознакомительному смысловому чтению и направлено на умение ориентироваться в содержании текста, выбирать из него, придумать заголовок, соответствующий содержанию текста. Через составление вопросов, кроссвордов, тестов на основе текста учебника реализуется поисковое чтение, которое направлено на нахождение конкретной информации. Умение структурировать текст, преобразовывать его, используя новые формы представления информации (таблицы, кластеры, составление сложного плана) развивается посредством изучающего чтения. Все эти задания развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, дать оценку и формируют метапредметные результаты. Важное место на уроках истории нужно отвести работе учеников с историческими картами, контурными картами. Данные задания направлены на развитие практических умений, способствуют формированию пространственных представлений у обучающихся. С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные упражнения. Презентация позволяет иллюстрировать лекции или доклады, исследовательские работы детей. Ребята овладевают навыками анализа и отбора информации.
На этапе «Развить» приобретённые умения работать самостоятельно оттачиваются через участие в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, проектах. С каждой работой обучающиеся приобретают исследовательскую деятельность, которая способствует формированию метапредметных результатов. Важнейшими средствами формирования активной позиции обучающихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно при условии организации систематической деятельности обучающихся по формированию метапредметных результатов на уроках.
Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает следующие задачи:
формирование
у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
формирование
целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
ориентация
на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
обучение
общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.