Название статьи:
Метод игрового проектирования в процессе обучения гуманитарным дисциплинам студентов среднего профессионального образования | Пеева Мария Владимировна. Работа №362723
Дата публикации:
17.03.2025
Автор:
Пеева Мария Владимировна
Описание:
Игровое проектирование — один из способов интенсивного обучения, цель которого — создание или совершенствование проектов в режиме командной работы в игровом режиме. Игровое проектирование способствует более глубокому усвоению учебного материала, а также развитию умений применять изученное на практике.
Метод игрового проектирования в процессе обучения гуманитарным дисциплинам студентов среднего профессионального образования
Пеева Мария Владимировна, методист Государственного профессионального образовательного учреждения Кузбасское училище олимпийского резерва
Игровое проектирование — один из способов интенсивного обучения, цель которого — создание или совершенствование проектов в режиме командной работы в игровом режиме. Игровое проектирование способствует более глубокому усвоению учебного материала, а также развитию умений применять изученное на практике.
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – это дифференциации и вариативность учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций. На волне этого инновационного движения российское образование позволяет преподавателю самому выбрать наиболее эффективную систему обучения.
Задача преподавателя - создать такую атмосферу и такую цепочку заданий, которые помогут внутренне раскрыться и интеллектуально раскрепоститься обучающимся, оживят сознание и воображение студентов, вызовут ощущение успешности и комфорта. Познавательная деятельность выстраивается перед глазами обучающихся путем включения их в разнообразную творческую деятельность. Начинается она с мотивации, с включения познавательного интереса. В этом плане выигрышным является метод игрового проектирования, предполагающий самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени.
Выделяются основные виды проектов для обучения языку, их три:
1.Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.
2.Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
3.Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей обучающегося теме и подходящий для индивидуальной работы.
Проект разрабатывается по инициативе студентов, но тема может быть предложена преподавателем. Тема для всей группы может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение обучающимися разных проектов.
Примерами проектов по русскому языку и литературе, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, курса, учебного заведения, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансферт, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
Для СПО не менее перспективны исследовательские, творческие, информационные проекты (экспедиция, журнал, передача по радио, видеофильм и т.п.).
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение обучающимися определенного учебного материала (например, газета как итог изучения темы Публицистический стиль на 1 курсе); и текущим, когда обучающиеся пишут исследовательскую работу, направляя свое внимание на одну из тем учебного курса.
Примером успешной реализации такого подхода может служить учебное пособие по литературе Заочная экскурсия по музеям-усадьбам русских писателей. Обучающимся была предложена схема работы, ориентированная на то, чтобы проект стал действительно органичной частью учебного процесса, а после его выполнения можно было не только увидеть наглядный результат работы, но и оценить уровень усвоения языкового материала.
Проект назывался "Путешествие по пушкинским местам". Практическим результатом проекта должна была стать заочная экскурсия для обучающихся-путешественников. Тема проекта была тесно связана с темой одного из уроков литературы. Это позволило начать работу над проектом сразу после вводного урока и затем продолжать ее параллельно изучению материала.
В ходе подготовки данных занятий преподаватель предлагает план экскурсии и дает группам опережающее задание: найти материал (содержательный и наглядный), соответствующий пунктам плана. Перед уроком оформляется выставка портретов и другого иллюстративного материала, подготовленного к уроку, вывешивается маршрут заочной экскурсии. От каждой группы в ходе экскурсии выступают 1 - 2 обучающихся (один из них читает стихотворения поэта, другой – подобранный в ходе подготовки информационный материал).
Такой подход к организации проекта оказался чрезвычайно плодотворным - обучающиеся не только написали тексты от имени опытных экскурсоводов, но и подготовили на их основе интерактивную книгу, которая предполагала различные варианты прочтения и была проиллюстрирована фотографиями местности и интерьера, окружавшими поэта, а также картами-усадьбами. Завершающим и кульминационным этапом проекта стало выступление обучающихся, на котором они представили свои материалы, в которых смогли продемонстрировать владение изученным материалом. Письменный тест, который проводился на последнем занятии, показал, что обучающиеся хорошо усвоили не только материал учебника, но и дополнительный материал, предложенный им в процессе проведения проекта.
Проектная методика не только способствовала формированию положительной мотивации учебной деятельности, но и благодаря высокому уровню индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта сборника литературных опытов на тему Заочная экскурсия по музеям-усадьбам русских писателей, способствовала коммуникативному взаимодействию обучающихся, повышению их языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Анализ полученных результатов позволяет нам дать ряд рекомендаций по использованию учебного проекта на уроках литературы:
1. необходимо интегрировать различные формы организации учебной деятельности студентов (парная, групповая, коллективная, индивидуальная);
2. сочетать на уроках литературы интерактивные методы и приемы учебного проектирования (рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые);
3. использовать при создании учебного проекта современные информационные технологии (офисные компьютерные программы, интернет-ресурсы);
4. следует уделять большое внимание различным способам презентации проекта по литературе (доклад, показ слайдов, конференция, конкурс, спектакль, праздник, литературная гостиная, вечер поэзии, выставка).
Таким образом, при использовании учебного проекта на уроках литературы можно не только реализовать лингвистические, психологические и дидактические задачи по эффективному формированию положительной мотивации обучающихся, но также способствовать развитию языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов.
Список литературы
Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии [Текст] / Ю.В.Железняков.- М.:Просвещение,2001.
Мельников В.Е. и др. Метод проектов в преподавании образовательной области Технология [Текст]. / В.Е.Мельников.- Великий Новгород: НР ЦРО, 1999.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. / Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издательский центр Академия, 2000.
Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся [Текст] // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы [Текст]. - СПб., 2003.
Скачать работу
Пеева Мария Владимировна, методист Государственного профессионального образовательного учреждения Кузбасское училище олимпийского резерва
Игровое проектирование — один из способов интенсивного обучения, цель которого — создание или совершенствование проектов в режиме командной работы в игровом режиме. Игровое проектирование способствует более глубокому усвоению учебного материала, а также развитию умений применять изученное на практике.
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – это дифференциации и вариативность учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций. На волне этого инновационного движения российское образование позволяет преподавателю самому выбрать наиболее эффективную систему обучения.
Задача преподавателя - создать такую атмосферу и такую цепочку заданий, которые помогут внутренне раскрыться и интеллектуально раскрепоститься обучающимся, оживят сознание и воображение студентов, вызовут ощущение успешности и комфорта. Познавательная деятельность выстраивается перед глазами обучающихся путем включения их в разнообразную творческую деятельность. Начинается она с мотивации, с включения познавательного интереса. В этом плане выигрышным является метод игрового проектирования, предполагающий самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени.
Выделяются основные виды проектов для обучения языку, их три:
1.Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.
2.Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
3.Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей обучающегося теме и подходящий для индивидуальной работы.
Проект разрабатывается по инициативе студентов, но тема может быть предложена преподавателем. Тема для всей группы может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение обучающимися разных проектов.
Примерами проектов по русскому языку и литературе, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, курса, учебного заведения, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансферт, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
Для СПО не менее перспективны исследовательские, творческие, информационные проекты (экспедиция, журнал, передача по радио, видеофильм и т.п.).
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение обучающимися определенного учебного материала (например, газета как итог изучения темы Публицистический стиль на 1 курсе); и текущим, когда обучающиеся пишут исследовательскую работу, направляя свое внимание на одну из тем учебного курса.
Примером успешной реализации такого подхода может служить учебное пособие по литературе Заочная экскурсия по музеям-усадьбам русских писателей. Обучающимся была предложена схема работы, ориентированная на то, чтобы проект стал действительно органичной частью учебного процесса, а после его выполнения можно было не только увидеть наглядный результат работы, но и оценить уровень усвоения языкового материала.
Проект назывался "Путешествие по пушкинским местам". Практическим результатом проекта должна была стать заочная экскурсия для обучающихся-путешественников. Тема проекта была тесно связана с темой одного из уроков литературы. Это позволило начать работу над проектом сразу после вводного урока и затем продолжать ее параллельно изучению материала.
В ходе подготовки данных занятий преподаватель предлагает план экскурсии и дает группам опережающее задание: найти материал (содержательный и наглядный), соответствующий пунктам плана. Перед уроком оформляется выставка портретов и другого иллюстративного материала, подготовленного к уроку, вывешивается маршрут заочной экскурсии. От каждой группы в ходе экскурсии выступают 1 - 2 обучающихся (один из них читает стихотворения поэта, другой – подобранный в ходе подготовки информационный материал).
Такой подход к организации проекта оказался чрезвычайно плодотворным - обучающиеся не только написали тексты от имени опытных экскурсоводов, но и подготовили на их основе интерактивную книгу, которая предполагала различные варианты прочтения и была проиллюстрирована фотографиями местности и интерьера, окружавшими поэта, а также картами-усадьбами. Завершающим и кульминационным этапом проекта стало выступление обучающихся, на котором они представили свои материалы, в которых смогли продемонстрировать владение изученным материалом. Письменный тест, который проводился на последнем занятии, показал, что обучающиеся хорошо усвоили не только материал учебника, но и дополнительный материал, предложенный им в процессе проведения проекта.
Проектная методика не только способствовала формированию положительной мотивации учебной деятельности, но и благодаря высокому уровню индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта сборника литературных опытов на тему Заочная экскурсия по музеям-усадьбам русских писателей, способствовала коммуникативному взаимодействию обучающихся, повышению их языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Анализ полученных результатов позволяет нам дать ряд рекомендаций по использованию учебного проекта на уроках литературы:
1. необходимо интегрировать различные формы организации учебной деятельности студентов (парная, групповая, коллективная, индивидуальная);
2. сочетать на уроках литературы интерактивные методы и приемы учебного проектирования (рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые);
3. использовать при создании учебного проекта современные информационные технологии (офисные компьютерные программы, интернет-ресурсы);
4. следует уделять большое внимание различным способам презентации проекта по литературе (доклад, показ слайдов, конференция, конкурс, спектакль, праздник, литературная гостиная, вечер поэзии, выставка).
Таким образом, при использовании учебного проекта на уроках литературы можно не только реализовать лингвистические, психологические и дидактические задачи по эффективному формированию положительной мотивации обучающихся, но также способствовать развитию языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов.
Список литературы
Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии [Текст] / Ю.В.Железняков.- М.:Просвещение,2001.
Мельников В.Е. и др. Метод проектов в преподавании образовательной области Технология [Текст]. / В.Е.Мельников.- Великий Новгород: НР ЦРО, 1999.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. / Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издательский центр Академия, 2000.
Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся [Текст] // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы [Текст]. - СПб., 2003.