Метод «Интелект -карт» в процессе обучения математике | Карташова Наталия Ивановна. Работа №313169
Мы часто слышим, что в образовании постоянно происходят какие-либо преобразования. Однако кардинально парадигмы образования в мире изменялись всего лишь дважды: впервые, когда произошел переход от индивидуального обучения к классно-урочной системе, и второй раз, мы тому свидетели, когда переходим к образованию в цифровую эпоху.
Главная цель современной школы – формирование гармонически развитой личности ученика, в том числе творческой и активной. Сегодня школьники должены уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность.
Предмет «Математика» нуждается в определенных подходах и использовании методов, позволяющих эффективно работать с большим объемом информации и качественно его усваивать. Эта проблема может быть решена, если в образовательный процесс при обучении математике ввести метод «интеллект-карт», который визуализирует процессы мышления, т.е. делает их наблюдаемыми.
Для создания «интелект-карт» помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы.
Дидактические возможности метода «Интелект -карт»
в процессе обучения математике
«Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюн
Мы часто слышим, что в образовании постоянно происходят какие-либо преобразования. Однако кардинально парадигмы образования в мире изменялись всего лишь дважды: впервые, когда произошел переход от индивидуального обучения к классно-урочной системе, и второй раз, мы тому свидетели, когда переходим к образованию в цифровую эпоху.
Главная цель современной школы – формирование гармонически развитой личности ученика, в том числе творческой и активной. Сегодня школьники должены уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность.
Предмет «Математика» нуждается в определенных подходах и использовании методов, позволяющих эффективно работать с большим объемом информации и качественно его усваивать. Эта проблема может быть решена, если в образовательный процесс при обучении математике ввести метод «интеллект-карт», который визуализирует процессы мышления, т.е. делает их наблюдаемыми.
Для создания «интелект-карт» помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы. Существует более 200 как платных, так и бесплатных сервисов для их создания, например:
программы – XMind, FreeMind, Mind Node;
онлайн-сервисы – Coggle, MindMeister, ExamTime, MindMup;
мобильные приложения – SimpleMind Free, Mindly, Mindomo.
Преимущество «интеллект - карт» заключается в том, что вы получаете удовольствие от творчества и тратите меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами. Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. «Интеллект-карта» отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы создаете «Интеллект-карту», вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга! Да и сама интеллект карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга). Учебная информация, представленная в виде интеллект-карты сильно сжата, но, в то же время содержит всю совокупность её нюансов, свойств и особенностей.
В процессе обучения математике, могут быть использованы разные виды интеллект-карт.
«КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса. «КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей, генерирования новых идей, написания выступлений, сбора и систематизации информации.
«КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу.
«КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. «КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и т.п. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
«КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. «КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.
«ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли. «ВОПРОС – КАРТА» применяется там, где важны не сами вопросы, а их последовательность. «ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения.
«КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать деятельность учащихся.
Благодаря визуализации информации метод «интеллект-карт» позволяет обучающимся:
Сформировать регулятивные (организационные), коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия;
Повысить работоспособность и эффективность обучения;
Повысить качество обучения;
Сформировать орфографические навыки;
Обогатить словарный запас;
Повысить уровень навыков рисования;
Подготовиться к итоговой аттестации по предмету.
Для преподавателей метод «интеллект-карт» предоставляет возможность:
Глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
Вести мониторинг когнитивных
(познавательных) и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
Разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
Развивать креативность школьников;
Сформировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению
интеллект-карт
;
Сформировать
общеучебные
умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, анно
тирование,
подготовка докладо
в, статей
и т. д.);
Улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
Ускорять процесс обучения.
Метод «интеллект – карт» можно использовать на разных этапах урока, во внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания.