Метод кейсов на уроках математики как способ решения прикладных задач | Никишина Акжан Сунгатулловна. Работа №349283
Аннотация. В статье раскрываются возможности метода кейсов на уроках математики, который позволяет школьникам решать прикладные задачи, развивая аналитическое и критическое мышление. Применение кейс-метода в преподавании математики способствует формированию у учеников навыков анализа и решения практических задач, помогает увидеть, как математические знания применяются в реальной жизни. Описаны примеры применения кейсов в разных классах, а также значимость метода для развития познавательной активности школьников.
Ключевые слова: кейс-метод, прикладные задачи, уроки математики, аналитическое мышление, критическое мышление, реальная жизнь.
МЕТОД КЕЙСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ
Никишина Акжан Сунгатулловна, учитель
Зерновой филиал МБОУ Яснополянская СОШ им. Героя России
Д. Васильченко, п. Зерновой
Аннотация. В статье раскрываются возможности метода кейсов на уроках математики, который позволяет школьникам решать прикладные задачи, развивая аналитическое и критическое мышление. Применение кейс-метода в преподавании математики способствует формированию у учеников навыков анализа и решения практических задач, помогает увидеть, как математические знания применяются в реальной жизни. Описаны примеры применения кейсов в разных классах, а также значимость метода для развития познавательной активности школьников.
Ключевые слова: кейс-метод, прикладные задачи, уроки математики, аналитическое мышление, критическое мышление, реальная жизнь.
Метод кейсов — это активный метод обучения, широко применяемый в преподавании многих дисциплин и эффективно зарекомендовавший себя на уроках математики. Использование кейсов дает возможность школьникам не просто осваивать математические понятия и теории, но и видеть их значимость в реальных ситуациях, что делает обучение более осмысленным и увлекательным. Данный метод способствует развитию у учащихся аналитического и критического мышления, укрепляет мотивацию и помогает сформировать умения, необходимые для решения задач, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни.
Кейс-метод, или метод ситуационного анализа, предполагает, что учащимся предлагается конкретная задача, которая требует применения математических знаний для поиска и обоснования решения. В отличие от традиционных задач, кейсы обычно имеют несколько возможных вариантов решения и не всегда имеют «правильный» ответ. Подобные задачи способствуют тому, чтобы ученики научились находить и сравнивать различные способы решения, что развивает у них умение мыслить гибко и самостоятельно.
Для примера можно рассмотреть задачу, в которой старшеклассникам предлагается спроектировать парковку с учетом определенных условий: наличия ограждений, определенного количества машиномест и их размеров, соблюдения правил безопасности. В данном кейсе учащиеся должны применять геометрические знания, чтобы определить, сколько пространства потребуется для каждого автомобиля, как эффективно распределить пространство, чтобы минимизировать затраты на материалы для разметки и ограждения. В процессе решения данной задачи школьники сталкиваются с необходимостью применения знаний по геометрии и тригонометрии, должны рассчитать площадь и периметр, учесть угол парковки, а также подумать о возможных трудностях, которые могут возникнуть при реализации их проекта.
Кейс-метод может быть адаптирован для разных возрастных групп и уровней подготовки. Например, для учеников начальной школы можно предложить кейс, в котором необходимо рассчитать количество и стоимость продуктов для организации школьного мероприятия. Такая задача не только вовлекает учеников в изучение арифметических действий, но и учит их анализировать количество предметов, а также соотносить суммы с реальными затратами. На уроке учащиеся узнают о различных подходах к решению задачи, сравнивают результаты и предлагают свои варианты экономного бюджета, что развивает у них умение искать оптимальные решения и экономически мыслить.
Метод кейсов позволяет учителю уйти от традиционного представления материала, предложив школьникам работать в условиях, приближенных к реальным. Одним из интересных примеров использования метода на уроках математики может быть изучение теории вероятности. Учащимся можно предложить кейс на тему «Вероятность выигрыша в лотерее». В этом случае школьники не только изучают вероятностные вычисления, но и рассматривают понятие риска, возможные сценарии и вероятность наступления того или иного события. Решая задачу, учащиеся также учатся применять теорию вероятности к событиям повседневной жизни, что помогает им осознать, как математические знания помогают анализировать ситуации и принимать решения.
Кроме того, метод кейсов позволяет изучать и такие математические понятия, как функции и графики. Например, при изучении линейных функций можно предложить учащимся проанализировать изменение стоимости электроэнергии в зависимости от количества потребленного электричества. Ученики могут составить линейное уравнение, отражающее изменение стоимости, и построить график, демонстрирующий зависимости. Таким образом, учащиеся не только изучают уравнения и функции, но и анализируют данные, что развивает навыки работы с информацией и логического мышления.
Значимой особенностью кейс-метода является то, что он способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. В процессе решения кейса учащиеся часто работают в группах, обсуждают различные подходы к задаче, обосновывают свои решения, что создает возможности для коллективного поиска ответов. Учитель, используя метод кейсов, создает среду, в которой учащиеся взаимодействуют и совместно решают проблемы, что позволяет развивать навыки социального взаимодействия и учит школьников более эффективно общаться и уважать мнения других.
При применении кейс-метода учителю важно продумывать кейсы таким образом, чтобы они были связаны с жизненными ситуациями и близкими ученикам примерами. Например, для изучения темы пропорций в среднем звене можно предложить кейс по приготовлению пищи: учащимся дается рецепт на определенное количество порций, и им необходимо пересчитать ингредиенты на другую порцию, учитывая пропорции. Такая задача не только помогает изучить пропорции, но и учит учеников готовить по рецепту, что может оказаться полезным в повседневной жизни. В этом случае школьники не просто выполняют механическое действие, но и видят реальное применение пропорций, что укрепляет их уверенность в себе и в своих знаниях.
В результате внедрения кейсовых задач на уроках математики учащиеся начинают видеть значимость математики как инструмента для решения задач, которые имеют конкретное применение в жизни. Они учатся анализировать, логически мыслить, обсуждать варианты решений, выбирать оптимальные способы, обосновывать свои ответы, что делает их более уверенными и компетентными в учебном процессе. Метод кейсов развивает у школьников познавательную активность, прививает интерес к математике и умение применять знания на практике. Для учителя математики кейс-метод является эффективным способом углубить понимание предмета, сделать его более доступным и интересным для учеников, а также показать значимость математики в реальной жизни.
Список литературы
1. Иванова С. И. Пути реализации прикладной направленности обучения математике / С. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 245-247.
2. Ким Р. Б. Как научить решать реальные жизненные задачи по математике через ведение математического дневника саморефлексии / Р. Б. Ким, М. Т. Жуматаева, Г. М. Нарбекова, Д. Б. Уразтаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 583-586.