Метод. обеспечение образовательного процесса в уч-ях спорт. направленности | Зырянова Анна Михайловна. Работа №305530
Методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методическое обеспечение образовательного процесса играет все более значительную роль в повышении качества и эффективности работы спортивных школ. Оно охватывает, во-первых, непосредственно учебно-тренировочный процесс и, во-вторых, все, что связано с повышением профессионального мастерства тренеров-преподавателей. Умело, со знанием дела организованная методическая работа обеспечивает возможность рационального и оперативного использования непрерывно накапливаемого передового тренерского опыта, а также новейших достижений спортивной науки.
Методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении спортивной направленности
Методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методическое обеспечение образовательного процесса играет все более значительную роль в повышении качества и эффективности работы спортивных школ. Оно охватывает, во-первых, непосредственно учебно-тренировочный процесс и, во-вторых, все, что связано с повышением профессионального мастерства тренеров-преподавателей. Умело, со знанием дела организованная методическая работа обеспечивает возможность рационального и оперативного использования непрерывно накапливаемого передового тренерского опыта, а также новейших достижений спортивной науки.
Главным объектом всех методических усилий должны стать тренер и спортсмен, их знания, навыки, умения, убеждения. Основные критерии в оценке методической работы — результативность выступлений учащихся на соревнованиях различного уровня, рост мастерства, четкость в реализации современных программно-методических требований.
В настоящее время в спортивных школах организация методической работы не стала первоочередной заботой руководства и учебной части. Неправильно организованная, бессистемная методическая работа в спортивной школе приводит к внедрению в практику необоснованных методов тренировки. Основанием для внедрения сомнительных «новинок» нередко становится случайный успех, пусть даже выдающегося спортсмена в том или ином виде спорта, о методах подготовки которого тренеры знают только понаслышке. Пробелы в методической работе в большинстве случаев приводят к безответственности. Тренер должен постоянно самосовершенствоваться (как организованно, так и самостоятельно).
Методическое обеспечение образовательного процесса в спортивной школе предполагает: обеспечение наглядными учебными пособиями (кинограммами, учебными плакатами, схемами, таблицами), внедрение тренажерных устройств, приборов срочной информации, другого учебного оборудования.
Правильное использование наглядных учебных пособий, плакатов, видеоматериалов крайне важно, как средство повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивных школах.
Применение всевозможных тренажерных устройств для обучения спортивной технике и ее совершенствования, для общей и специальной физической подготовки позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подготовки спортсмена любой специализации, а внедрение подсобного учебного оборудования — значительно повысить интенсивность занятий, обострить интерес к ним. Уже сейчас придумано множество вспомогательных средств обучения и тренировки, однако в педагогический процесс эти новшества внедряются крайне медленно.
Методическое обеспечение, направленное на повышение профессионального мастерства тренеров, охватывает:
производственную учебу тренерского состава;
открытые учебно-тренировочные занятия (по типу открытых уроков в общеобразовательных школах);
удовлетворение спроса тренеров на учебно-методическую литературу;
направление тренеров на курсы повышения квалификации, на семинары и конференции;
накопление и обобщение опыта работы ведущих тренеров спортивных школ;
методическую помощь молодым тренерам;
проведение общешкольных конференций по вопросам обучения и тренировки спортсменов разного возраста и разной квалификации.
Вся эта работа должна вестись на базе методического кабинета спортивной школы.
Учебу тренеров следует проводить круглогодично — по одному-два занятия в месяц (в форме лекций, к чтению которых привлекать опытных тренеров, ученых, врачей, организаторов). Эффективность учебы будет зависеть и от того, насколько тщательно подготовят тематический план.
Важное место в повышении квалификации тренеров (в первую очередь начинающих) должны занимать открытые учебно-тренировочные занятия. Содержание таких занятий должно быть тематическим, т. е. отражать их специфику в зависимости от возраста занимающихся, от места и времени проведения.
Такая форма, как открытые уроки с последующим их анализом и обсуждением на тренерских советах, нашла применение в нашей школе. К сожалению, в большинстве спортивных школ эта форма методической работы практикуется мало. Предложенную форму работы с учащимися можно расширить за счет просмотра учебно-тренировочных занятий, проводимых лучшими специалистами города, а также направляя отдельных тренеров стажироваться на учебно-тренировочные сборы разных рангов.
Каждый методический кабинет должен располагать своей библиотекой и постоянно пополнять ее новинками учебно-методической литературы (прежде всего по видам спорта, культивируемым в школе). Помимо обеспечения литературой центральных и республиканских издательств необходимо организовать поиск методических материалов, выпускаемых спортивными организациями.
Из методических разработок наибольшую ценность представляют те, что освещают конкретные вопросы методики обучения и тренировки. Например, такие, как «Развитие скоростно-силовых качеств борцов», «Эффективность индивидуальной подготовки дзюдоистов», «Технико-тактическая подготовка самбистов на этапе начальной подготовки», «Развитие физических качеств у дзюдоистов 14-16 лет методом круговой тренировки». Необходимость издания и даже переиздания литературы по такой тематике давно уже назрела.
В распоряжении учащихся и тренеров спортивной школы самая разнообразная литература по вопросам подготовки юных дзюдоистов и самбистов. Она тщательно систематизирована, что во много раз облегчает тренерскому составу школы возможность регулярного ее использования в подготовке к учебно-тренировочным занятиям.
В каждой школе необходимо создать такие условия, чтобы тренеры в обязательном порядке знакомились со всей литературой, имеющей отношение к их деятельности (в первую очередь с содержащей научные и методические рекомендации, которые могут быть приняты к сведению).
Особо тщательно должно быть организовано обучение тренерских кадров на факультетах повышения квалификации в институтах физкультуры, участие специалистов в работе конференций и семинаров тренеров.
Эту работу нужно вести по системе, предусматривающей последовательную профессиональную учебу всех тренеров. Каждый тренер, побывавший на всероссийской конференции или на семинаре коллег, обязан выступить с сообщением на одном из заседаний тренерского совета.
Накопление и обобщение опыта работы ведущих тренеров спортшколы — первоочередная забота школьных методистов. К сожалению, во многих школах опыт работы лучших тренеров почти не обобщается и не распространяется. В прессе и даже в узковедомственной спортивной литературе крайне редки статьи о достижениях наших выдающихся тренеров.
Важный раздел методической работы — методическая помощь тренерам (прежде всего молодым). Здесь наиболее эффективной формой стало наставничество. Однако далеко не везде помощь в форме наставничества приобрела характер систематической, далеко не всегда контролирует ее администрация школы. Молодому тренеру на первых порах, видимо, крайне важна помощь в установлении деловых контактов с занимающимися.
В нашем учреждении методическое обеспечение ведётся по следующим направлениям:
1. Аналитическая деятельность
Цель аналитической деятельности - выявление и оценка причин различных несоответствий и проблем, фактическое состояние всех направлений деятельности учреждения, объективная оценка полученных результатов. Системный анализ деятельности учреждения в целом проводится два раза в год (1-ое п/г, конец учебного года). Главная задача такого анализа - выявление проблем, поиск путей их решения.
2. Планово-прогностическая работа. Эта работа направлена на предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения. Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день). Планирование может быть краткосрочным (оперативным) и долгосрочным (перспективным).
Перспективные планы:
Программа развития – это главный стратегический документ учреждения, переходящего в новый (инновационный) режим деятельности. В спортивной школе на каждый учебный год разрабатывается план работы учреждения. Такое планирование помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.
К перспективным планам можно отнести и годовые планы. Годовой учебный план охватывает весь учебный год, включая каникулы. Необходимо различать план работы педагога - руководителя и всего образовательного учреждения в целом.
Оперативные планы (календарные, недельные, планы конкретных мероприятий) имеют более конкретные цели, узкие задачи и более сжатые сроки для реализации (план спортивных мероприятий на месяц, план мероприятий месячника по военно-патриотическому воспитанию и т.д.)
3. Программно-методическая деятельность
Программно-методическая деятельность направлена на разработку, апробирование и коррекцию дополнительных образовательных программ, которые являются нормативными документами, определяющими цель и содержание образовательной деятельности педагога.
4. Обучающая работа (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного тренера-преподавателя в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции.
Реализация осуществляется посредством различных форм повышения квалификации педагогов:
Самообразование— самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов). В распоряжении педагогов находятся 92 наименования методической литературы в печатных изданиях и 28 на электронных носителях.
Аттестация педагогических работников учреждении организуется в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников. Для более продуктивной работы педагогов в межаттестационный период ведутся накопительные папки педагогов.
В целом, результаты методической работы отражаются в результатах работы всего учреждения, качестве образовательного процесса и в уровне образованности, развития и воспитанности его выпускников.
Таковы основные формы методической работы в спортивной школе. Безусловно, в каждой из школ, исходя из местных условий работы, предпочтение может быть отдано какой-то конкретной форме методической работы, более всего соответствующей конкретным условиям. Но ни одну из форм не должно предавать забвению.
Заместитель директора Зырянова Анна Михайловна.