Метод подводящих задач: эффективный инструмент для подготовки к ОГЭ по математике | Ильясова Ирина Николаевна. Работа №352532
Аннотация. В статье рассматривается метод подводящих задач как один из наиболее эффективных инструментов подготовки к ОГЭ по математике. Раскрываются основные принципы метода, его преимущества и этапы внедрения в образовательный процесс. Представлены практические примеры задач, которые помогают ученикам освоить сложные темы и уверенно готовиться к экзамену.
Ключевые слова: подводящие задачи, подготовка к ОГЭ, математика, обучение, задачи, экзамен, методика.
Метод подводящих задач: эффективный инструмент для подготовки к ОГЭ по математике
Ильясова Ирина Николаевна, учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 20
имени Героя Советского Союза Василия Александровича Заикина
села Заря муниципального образования Выселковский район
Аннотация. В статье рассматривается метод подводящих задач как один из наиболее эффективных инструментов подготовки к ОГЭ по математике. Раскрываются основные принципы метода, его преимущества и этапы внедрения в образовательный процесс. Представлены практические примеры задач, которые помогают ученикам освоить сложные темы и уверенно готовиться к экзамену.
Ключевые слова: подводящие задачи, подготовка к ОГЭ, математика, обучение, задачи, экзамен, методика.
Подготовка к ОГЭ по математике всегда вызывает у учителей множество вопросов. Как сделать так, чтобы ученик не просто заучил алгоритмы, а действительно понял суть решаемых задач? Как развить у школьников логическое мышление и уверенность в своих силах? Одним из ключевых инструментов становится метод подводящих задач, который не только помогает эффективно освоить сложные темы, но и развивает навыки самостоятельного анализа.
Метод подводящих задач основан на последовательном введении ученика в проблему через ряд взаимосвязанных вопросов или задач. Этот подход позволяет выстроить у ученика цепочку логических рассуждений, которая приведет его к решению основной задачи. Главная особенность метода — постепенное повышение сложности заданий, что дает возможность закрепить базовые знания, прежде чем переходить к более сложным понятиям.
Примером использования метода подводящих задач может служить тема «Решение уравнений». Перед тем как предложить ученикам решить квадратное уравнение с параметрами, учитель сначала разбивает эту задачу на несколько этапов. На первом этапе школьники вспоминают, как вычислять дискриминант и находить корни уравнения. Затем они решают задачи на анализ значений дискриминанта: «При каких значениях параметра уравнение имеет два корня?» На завершающем этапе они используют эти знания для решения сложной задачи из экзаменационного блока.
Метод подводящих задач хорошо работает при подготовке к задачам второй части ОГЭ. Возьмем, например, задачу на построение геометрической модели. Прежде чем предложить школьникам полностью решить задачу, можно провести их через несколько промежуточных этапов. Сначала дать простые задания на нахождение углов или сторон треугольника, затем рассмотреть задачи на применение теоремы синусов или косинусов, и лишь после этого перейти к задаче, требующей построения сложной геометрической конструкции.
Особенность метода в том, что он позволяет каждому ученику двигаться к решению задачи в своем темпе. Учащиеся, которые уверенно справляются с базовыми заданиями, быстрее переходят к более сложным уровням. Те же, кто испытывает трудности, могут сосредоточиться на отработке базовых навыков. Это делает метод универсальным, поскольку он учитывает индивидуальные особенности учеников.
Для реализации метода подводящих задач на практике учителю важно соблюдать несколько ключевых принципов. Во-первых, задачи должны быть четко структурированы: каждая из них должна логически вытекать из предыдущей и подводить к следующей. Во-вторых, необходимо следить за тем, чтобы задания были разнообразными. Это помогает удерживать внимание учеников и вовлекать их в процесс. Например, для темы «Текстовые задачи» можно начать с простых расчетов, затем перейти к задачам на проценты, а завершить заданиями с использованием пропорций.
Еще один важный аспект — использование наглядности. Многие задачи ОГЭ становятся понятнее, если разбить их на этапы и визуализировать. Так, в задачах на планиметрию полезно предложить ученикам сделать чертежи, выделить ключевые элементы и указать данные. При работе с функциями можно использовать графики, чтобы ученики лучше понимали поведение функций и их свойства.
Для подготовки к ОГЭ метод подводящих задач можно эффективно сочетать с работой в группах. Например, один ученик решает базовый этап, затем передает решение следующему, который решает более сложный этап. В конце группа анализирует полученный результат. Такой подход не только развивает математические навыки, но и формирует умение работать в команде.
Преимущество метода подводящих задач также заключается в его влиянии на мотивацию учеников. Постепенное освоение материала дает чувство успеха, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности с математикой. Каждое успешно выполненное задание становится для них шагом вперед, укрепляющим уверенность.
Не стоит забывать и о цифровых инструментах. Платформы вроде «Решу ОГЭ» или Яндекс.Учебника позволяют адаптировать метод подводящих задач к онлайн-обучению. Учитель может создавать подборки задач с возрастающей сложностью, которые ученики решают дома. Это не только упрощает процесс подготовки, но и делает его доступным для каждого.
Таким образом, метод подводящих задач — это не просто способ научить учеников решать экзаменационные задания, но и инструмент, который помогает развивать у них аналитическое мышление, самостоятельность и уверенность. Благодаря своей универсальности он подходит для работы с учащимися разного уровня подготовки, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным. Учителю же остается лишь правильно структурировать задачи и сопровождать учеников на пути к успеху.
Список литературы
Воистинова
Г. Х.
, Байназарова
М. Р.
О
б организации повторения при подготовке учащихся к
ОГЭ
по математике // E-
Scio
. 2021. №5 (56).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-organizatsii-povtoreniya-pri-podgotovke-uchaschihsya-k-oge-po-matematike
Левина О. А. Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по математик
е–
Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 88 с.
Ходзицкая
Е. А.
Как готовить школьников к ОГЭ по математике? // Проблемы педагогики. 2018. №6 (38).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kak-gotovit-shkolnikov-k-oge-po-matematike
Ященко
И. В. Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в двух частях: [практика, диагностика, ключи и ответы] / И. В. Ященко, С. А. Шестаков. - 2-е изд.,
дораб
. - Москва: Просвещение, 2019-. Ч. 2: Геометрия. Ч. 2. - 2019. – 201 с.